Алматинские театральные деятели < Новости шоубиза < Импресарио

Алматинские театральные деятели обсудили насущные проблемы отрасли

27 Марта 2015 г., просмотров: 574.

Насущные проблемы театральной отрасли стали темой круглого стола, организованного Казахстанским пресс-клубом и приуроченного к Международному дню театра.

В формате живого диалога и обмена мнениями руководители государственных и независимых театров обсудили вопросы, волнующие профессиональную среду. Весь спектр имеющихся проблем, по мнению модератора круглого стола Айгуль Султанбековой, можно свести к трем главным вопросам: повышение узнаваемости театральных площадок, привлечение финансирования и повышения качества театральных постановок.

«Театру кукол, где я работаю, скоро исполнится 80 лет, но о его существовании знают далеко не все алматинцы. Что говорить о молодых театрах, испытывающих зрительский голод, а вслед за ним и другие проблемы: отсутствие собственных сцен, финансов, кадров», — сказала Султанбекова.

По мнению директора академического театра имени Лермонтова Юрия Якушева, корни всех проблем современного казахстанского театра лежат в изменениях городской культурной среды, произошедшей за последние 20 лет:

«Увеличение населения нашего города никак не связано с увеличением количества зрителей. В город приезжают носители сельской культуры, в которой отсутствуют такие понятия, как «театр», «библиотека», «консерватория», «концертный зал». В то время как носителей городской культуры становится все меньше. Исчезла и система воспитания зрителя. Раньше детей сначала водили в театр кукол, потом в ТЮЗ, то есть постепенно обучали театральному языку. Сейчас это принимает гротескные формы: школьников насильно загоняют на взрослые спектакли. Я против таких мер. Такой зритель навсегда поставит крест на театре для себя. Задача перед нами сейчас стоит сложная: привлечь молодое поколение к театру». 

Второй важной задачей Якушев считает подготовку театральных кадров, а также скорейшее принятие закона о меценатстве:

«В прошлом году все образовательные культурные учреждения были переведены в ведение Министерства культуры. Это было сделано для того, чтобы наладить процесс подготовки кадров и сделать его более точечным. В этом году на базе Академии искусств имени Жургенева художественный руководитель театра имени Лермонтова Рубен Андреасян будет набирать русский курс театральных актеров, мы будем ходатайствовать, чтобы один раз в два года набирали и национальные курсы, потому что в уйгурском, корейском, немецком театрах тоже существует проблема молодых кадров».

«Многие проблемы театральной сферы мог бы решить закон о меценатстве, над принятием которого сейчас работает парламентская группа. Нам нужно разгрузить государство в части финансирования культуры и переложить часть расходов на бизнес. Но нужен соответствующий механизм, чтобы бизнес четко понимал: на что он тратит деньги и что он с этого получит. Уже сегодня стало понятно, что разовые спонсорские акции ситуации не изменят, тем более, что между спонсором и меценатом есть разница. Необходимо перевести понятия «благотворительность» и «спонсорство» в плоскость закона».

Театрального менеджера поддержал правозащитник Темирлан Тулегенов:

«Я убежден, что нашему театру нужен отдельный Закон о театре. Сейчас театры, как и другие культурные сферы, существует в рамках общего Закона о культуре, который, конечно же, не решает сугубо отраслевых проблем. Даже разрабатываемый сейчас закон о меценатстве, по сути, их не решит, потому что под действие этого документа попадут все субъекты социально-культурной сферы, включая детские дома, социальные дома, ветеранские организации. Продвижением своих интересов нужно заниматься, для этого необходима сильная отраслевая организация. Если действующий Союз театральных деятелей не работает, значит, нужна его альтернатива».

Финансирование - одна из главных проблем театров, особенно независимых. Своим опытом поделилась Анастасия Тарасова, pr-менеджер старейшего алматинского независимого театра «АРТиШОК»:

«Долгое время мы зарабатывали за счет корпоративов и банкетов, но столкнулись с тем, что нас начали воспринимать как эвент-агентство или аниматоров, но не как театр. Уже два года мы очень избирательно работаем на корпоративах, основной наш доход составляет продажа билетов на спектакли. Это небольшие деньги, у нас в штате порядка 17 человек, которые получают зарплату ниже среднего уровня. Все наши актеры получили образование в лучших актерских учебных заведениях, и если мы не наладим постоянного финансирования, то можем потерять коллектив».

Сейчас «АРТиШОК» старается продвинуть свои спектакли на европейские и российские площадки.

«Мы хотим возобновить свою фестивальную историю, у нас появились агенты. В Италии пытается нас продвинуть Валерия Килибекова, в России – Галина Пьянова. Алматы находится в удалении от ведущих театральных центров, все последние тенденции к нам приходят с задержкой, а мы не хотим отставать. Знать, что происходит в отрасли, важно для любого творческого колллектива».
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий