«Василиса Прекрасная». < Калейдоскоп < Арт-библиотека < Арт

«Василиса Прекрасная». Сказка о добре. Перезагрузка.

25 Марта 2015 г., просмотров: 979.
Интервью с заслуженным актером РК Михаилом Токаревым
«В 1973 году у нас на гастролях был Владимир Высоцкий. Он написал мне на своей фотографии: «Добра!». Тогда я понял, что слово «добро» включает в себя всё, чем жив человек. В своих работах я стал руководствоваться этим словом».
Михаил Токарев

На встречу с режиссером по возобновлению сказки «Василиса Прекрасная», заслуженным актером РК Михаилом Токаревым журналисты «Artпаровоза» шли как на праздник. Знали заранее, что им предстоит встреча с добрым и открытым человеком. Его жизнь целиком и полностью посвящена театру. Это прочитывалось и в деталях убранства гримерки: портрете юного Токарева в роли шута (дипломная работа мастера сцены), фотографии советского актера и барда Владимира Высоцкого, в винтажной, синего стекла, пепельнице любимой бабушки. Театр – это его дом, его жизнь, его семья…

Михаил, расскажите, пожалуйста, историю спектакля «Василиса Прекрасная». Почему его решил обновить в 2015 году?

- Спектакль в 73 году поставила Ирина Борисовна Далиненко – гениальный режиссёр. Она была совсем девочкой, когда ей дали это задание – поставить сказку для детей к Новому году. Она выбрала «Василису Прекрасную» и поставила её за две недели. 25 ноября 73 года состоялась премьера. Эту сказку играли на детских каникулах по три спектакля в день. В это легендарное время я только пришел работать в театр. Однажды придя на работу, я вдруг слышу: «Миша, быстро переодевайся в Бабу-Ягу! Назарова нет!». Я говорю: «Так я не видел спектакля». Всё равно надели на меня костюм, нос и вытолкали на сцену. Я не знаю ни текста, ни мизансцен – ничего. Ребята мне, конечно, помогали и я кое-как «пробегал» Бабу-Ягу в утреннем спектакле. Между следующими спектаклями со мной уже порепетировала Ирина Борисовна. Текст выучил быстро, благо, что память была хорошая. Так вот я и «влетел» в «Василису Прекрасную» и с тех пор играл Бабу-Ягу 35 лет. В 84 году пришел Рубен Суренович Андриасян и остановил спектакль. А мне, как человеку хорошо знающему спектакль, поручил поработать над его обновлением.

Заслуженный актер РК Михаил ТокаревТо есть спектакль шел с 73 года, а в 84 его решили чуть-чуть модернизировать?

- Да. Показ приостановили, сделали новые декорации, сшили новые костюмы. Сказку я восстановил уже с другими исполнителями, но сам так и остался исполнителем роли Бабы-Яги.

Сколько лет постановка прожила в таком виде?

- Сказка успешно шла с 84 вплоть до 2015 года. В этом сезоне Рубен Суренович снова остановил её. И снова были обновлены декорации, введены новые молодые артисты. Хотя я периодически вводил новых актёров и до этого. Менялись Леший, Баба-Яга. Первым Лешего сыграл В. Толоконников, а кота – В. Ерёмин. Первый Иванушка – Ю. Капустин. Эти люди работают на благо искусства и сейчас. Удивительно то, что было много других сказок, которые приходили и уходили, а «Василиса Прекрасная» оставалась.

А с чем связан такой успех сказки?

Потому что, когда со сцены идут добро и искренность – тут же возникает сопереживание у зрителя. Малыш это или взрослый человек. Добро и позволяет этой сказке держаться уже сорок два года. Я уверен в этом.

Мы уверены, что Вы очень добрый человек. Откуда это? 

- Наверное, так меня воспитали. Я очень благодарен своей маме и бабушке. Моя мать заслуженный педагог, директор института усовершенствования учителей, очень мудрая женщина. Рос я в Семипалатинске, время было полукриминальное, почти все дворовые ребята либо пили, либо отсидели в тюрьме. Мама, видя эту ситуацию, отправляла меня то на все лето на Алтай, то на учебу в интернат, лишь бы среда не влияла на меня пагубно. Я был хулиганом, драчуном и сердцеедом, но благодаря матери стал настоящим человеком.

Михаил, много говорилось о том, что актер – это определённый психотип, особая категория людей. Согласны Вы с этим утверждением? Почему Вы решили стать актером?

 - Конечно, это особый психотип. В таких случаях в народе говорят: «Бог капнул…». Я всю жизнь хотел быть актером. Мной сыграно более ста ролей. Актёр проживает эти роли, пропускает через себя. Как раз Ирина Борисовна Далиненко говорила, что каждый человек носит определённую маску в обществе. Сейчас мы называем это имиджем. А настоящим человек бывает только наедине с собой. Так что все мы немного актеры.
 «Василиса Прекрасная». Сказка о добре. Перезагрузка.
 Вы два года работали в Омске, Ваша дочь играет в Тобольском театре драмы, Вы бываете и на гастролях в России. Есть ли разница между российским и казахстанским театром?

- Казахстанский зритель, как мне кажется, больше следит за текстом, нежели за действием. Русский зритель, наоборот, больше следит за действием. В Казахском театре были актёры «московской» школы, у которых превосходно совмещались действие и речь. Например, Идрис Ногайбаев, Нурмухан Жантурин – гениальные актёры. Сейчас таких актеров все меньше. И в России, и в Казахстане падает уровень актерской школы. В нашей Академии искусств имени Т. Жургенова есть проблемы с уровнем преподавания вокала, танца, сцендвижения. Студенты зачастую выходят неподготовленными.

С чем это связано? Почему падает уровень профессионализма актера?

- Например, в России человек заканчивает институт с одним желанием – попасть в сериал, чтобы заработать себе на квартиру, на машину. Телевидение представляет их звёздами, сразу же. Но это портит актёра. И только некоторые из них растут в своей профессии, в основном только те, кто работает в театре.

А как вы относитесь к актерским мастер-классам, которых в последнее время стало очень много? Можно ли после 2 или 3 месяцев таких курсов стать актером?

- Это ерунда, вытягивание денег. Как можно это сделать? Даже за четыре года учебы в Академии порой это невозможно сделать. Даются азы и диплом, что еще не дает право называться артистом. В театральной среде бытует мнение, что поступает абитуриент в институт «Народным…», на втором курсе становится «Заслуженным…», на третьем курсе – просто «Артистом», а на четвертом – «Студентом». В театр уже приходит «Никто». И все начинается сначала…
Когда-то я вел на факультете журналистики «Основы театра и режиссуры». Я встречался с ребятами и рассказывал им за чем нужно следить в спектакле, что нужно пытаться понять, как это потом переложить на бумагу. Это было здорово! Они благодарили меня. А потом этот курс убрали, посчитали ненужным. Так и в современной театральной критике многое свелось к простому информированию – когда, что и кто играл. Нет разбора спектакля. Но аналитический разбор должен быть обязательно.
«Василиса Прекрасная». Сказка о добре. Перезагрузка.
Старая школа подготовки актера была наиболее гармоничной?

- Я думаю, что все начинается с вуза. Раньше в вузах были педагоги, которые преподаванием занимались всю жизнь, и всю свою энергию отдавали этому делу. Опять же важна искренность. Это уже требуется от актера. После двух последних прогонов «Василисы Прекрасной», я сказал ребятам: «Мне кажется, что сказка погибает. Потому что в ней потерялась правда взаимоотношений». Ребята задумались. Для зрителя очень важно, чтобы сыграно было по-настоящему. Для этого артисты сами должны наивно верить во все происходящее, а не работать в режиме «показа» как это принято сейчас в тех же сериалах. В «показе» актер не проживает свою роль по-настоящему.

Приятно видеть, что в Вашем театре молодежь воспитывается старшим поколением актеров.

- По большому счету, все зависит от режиссера. Режиссер должен быть немножко провокатором. У нас были такие славные режиссёры как Мар Сулимов, его ученик Миша Мамилов, которые как и Андриасян, умели спровоцировать на то или иное действие, подтолкнуть к правильному решению. Но так, чтобы актёр был уверен, что эта идея родилась у него самого. Это высший пилотаж. Поэтому никогда нельзя актеру заниматься постановкой спектакля. Это совершенно разные профессии. Актер не должен ставить спектакли, потому что ставит он их через призму своих воззрений, своего характера, своего видения каждой роли. А подлинный режиссёр — нет.

Очень интересные мысли. Есть над чем задуматься. Спасибо Вам за интересную и искреннюю беседу. Но не можем не задать стандартный вопрос о творческих планах. 

- Мы уже начали репетировать новую пьесу «Трансформер». Я играю отца семейства. Премьера состоится уже в июне, на закрытии сезона.

«Под занавес» хотелось бы узнать о Вашем отношении к народному празднику Наурыз. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

- Я считаю, что это самый большой весенний праздник. Это народная радость. В этот праздник я всем желаю добра. И дай Бог, чтобы над нашим казахстанским небом был мир!

Беседовали Шолпан Адибаева и Максим Пономаренко
Фото: Марина Константинова 
Специально для медиа-портала «Artпаровоз»
25 Марта 2015 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий