«История одной старушки». < Калейдоскоп < Арт-библиотека < Арт

«История одной старушки». Сентиментальное кино

1 Марта 2015 г., просмотров: 1474.
История одной старушки
«История одной старушки». Сентиментальное кино.

26 февраля в киноцентре «Арман»узкому кругу кинокритиков был показан фильм казахстанского режиссера Алексея Горлова «История одной старушки». Главную роль в этой картине сыграла народная артистка РК, актриса ГАРТД. им. М. Лермонтова Лия Нэльская, номинированная на премию «Выбор критиков» за «Лучшую женскую роль». 
 
Для кого?
 
Сегодня наступил такой момент, когда человеку необходимо остановиться и оглянуться назад. Рано или поздно приходит время возвращения к истокам. Так и кинорефлексия «История одной старушки» А. Горлова заставляет вспомнить о священной когда-то во всех смыслах этого слова теме Великой Отечественной войны. В фильме она сморится объемно на фоне абсолютно плоской современной реальности и алчностинового поколения, которое показано через равнодушие к чужой боли. Но если отбросить сентиментальные вкрапления в сюжет и выделить стержень картины – это то самое кино, отход от которого начался еще в начале 90-х годов из-за вестернизации постсоветского общества. Однако возникает вопрос, нужно ли сегодня кому-то такое морализирующее кино? После просмотра картиныв зале звучали реплики вроде: «Может это никому и не нужно, но режиссер – молодец. Снял поучительное кино». Но кого оно должно поучать и главное чему? Вопрос на сегодняшний день остается без конкретного ответа.
 
О чём?
 
«История одной старушки» – это картина о семье, о микромире, о своеобразном государстве, которое живет по своим собственным законам. Каждый член семьи живет своейжизнью, думая только о сегодняшнем дне. Контраст создает главная героиня, сидящая в инвалидном кресле ветеран войны Анна Петровна (Лия Нэльская). Она не ходит и не говорит, но все слышит и понимает. Мимика её лица помогает проследить тяжелые мучения от равнодушия семьи. О равнодушии говорит, к примеру, и гостевой домик, в который поселили старушку-мать, привезенную из дома престарелых. Она в этой семье уже не праматерь – она гость, «отмершая» материя.
 А. Горлов снял фильм «одним кадром» без монтажных склеек. Камера всегда следует за актерами, как бы подглядывая за частной жизнью в микрогосударстве. Становится ясно, что семье не хватает морального здоровья, зато вполне хватает здорового эгоизма. Дочь Анны Петровны обходится с матерью пренебрежительно, замечая, что она ей немало «крови попила» в жизни. Младшая внучка видит в ней объект для забав –раскрашивает бабушку детской косметикой под звуки садистского мультика «Happythreefriends». Зятю Руслану (Евгений Жуманов) есть дело только до будущего состояния в 500 тысяч долларов. Деньги должны вручить бабушке представители фонда, созданного бывшим фронтовиком (Валентин Гафт), за то, что, возможно, именно она спасла ему когда-то жизнь. Однако для получения денег Анна Петровна должна быть жива. Семья делает все, для того чтобы торжественно представить её. Но все это – парадная одежда, наспех приколотый орден, сама женщина – все это второстепенно для семьи фронтовой медсестры. Они заняты своими хлопотами и никак не связывают свою жизнь с жизнью обездвиженной пенсионерки. Её жизнь – только их шанс на обогащение.
 
Почему?
 
Режиссер использует известный в искусстве приём – отражение в зеркале. Когда Анну Петровну выкатывают на улицу, почти перед прибытием спонсоров, раскрашенную, как скажет позже её дочь, под «клоуна», она несколько секунд смотрит на себя в зеркало. В этот момент время как бы останавливается. Можно предположить, что старушка начала понимать, что и сама виновна в том, что у нее такая семья. И то, какими идеалами живет сегодня дочь Анны Петровны, и её внучка Поля – есть результат невнимания в определенные «проблемные» периоды жизни своих детей. Мы можем говорить о непрерывной родовой преемственности, значение которой данная семья не оценила. 
В момент, когда счастливыедомочадцы фотографируются со спонсорами, дочь Анны Петровны просит отдельную фотографию старушки с внучками как «продолжением рода». Хотя связь спраматерью оборвана, нарушилась целостность и преемственность поколений. И нельзя с уверенностью утверждать, что маленькая Поля через много лет сама не сдаст в дом престарелых свою мать, поступая согласно заложенной в неё программе. Нарушается родовая взаимосвязь, отсюда страдает и сам человек, который эгоистично смотрит в будущее, думая, что прошлое – уже отработанный материал. 
 
Вместо послесловия
 
Последняя роль Лии Нэльской вызывает чувство глубокого уважения и большой гордости. Ее талант блистателен, а память о ней останется надолго жить в наших сердцах. 
 
Максим Пономаренко
Шолпан Адибаева
 
Специально для медиа-портала «Artпаровоз»
1 Марта 2015 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий