В Алматы открылась экспозиция < Артновости < Арт

В Алматы открылась экспозиция крупнейшей в СНГ музейной коллекции русского художника

28 Января 2015 г., просмотров: 1868.
Фото Е. Митрофановой
В Алматы открылась выставка работ русского художника Валерия Каптерева, посвященная 115-летию со дня его рождения. В уникальную экспозицию под названием «Основатель алмаатинского Барбизона» вошли 30 произведений Каптерева, в числе которых монотипии, цветные карандашные рисунки и живопись маслом. Всего же в фондах музея искусств имени А. Кастеева хранятся 34 работы Валерия Каптерева.

Казахстанская коллекция считается крупнейшей в СНГ музейной коллекцией Каптерева, второй по величине после коллекции в музее города Нукус. Как известно, в этом знаменитом на весь мир узбекском музее хранятся около 500 живописных и графических работ Каптерева. 

«В российских музеях очень мало работ Каптерева, чуть больше в частных коллекциях. Так, в Третьяковской галерее хранятся 2 его работы, по одной есть в нескольких городах. Московские искусствоведы ничего не знают об алматинском периоде его творчества, поэтому консультируются с нами. Например, за 3 года при активном участии наших экспертов были изданы три книги о творчестве Каптерева», — рассказала куратор выставки Галина Сырлыбаева.

Из всех русских художников, приезжавших в начале 30-х годов в Среднюю Азию, Валерий Каптерев проработал в Казахстане дольше всех. Переоценить его значение для становления казахской советской живописи второй половины 20-начала 30х годов прошлого века очень сложно. Он творил здесь задолго до того, как оформилась национальная живописная школа, заложив основы реалистического национального пейзажа. И, хоть и не связал свою жизнь с Казахстаном, но нашел здесь свое духовное убежище, и оставил яркий след в истории казахской живописи.

Впервые в Казахстан молодой художник попал в 1926 году. В этот период Валерий Каптерев, окончивший художественный институт и институт кинематографии, увлекся архаикой. Природный дар колориста, ставший самым выразительным художественным средством живописца, побудил его обратиться к Востоку. В то время Средняя Азия была для московских художников большим «белым пятном». До революции русские живописцы для расширения кругозора ездили, в основном, в Европу, Средняя Азия ассоциировалась только с далёким Ташкентом, который был в то время оплотом русской культуры. Но Каптерева влекли к себе места, далёкие от цивилизации, глухие и самобытные. В Среднюю Азию он ездил, год за годом, более двадцати лет как в составе научных экспедиций, так и сам по себе. В это же время Каптерев увлекся монотипией, все они были посвящены азиатской тематике.


Алматы стал для художника особенным городом. Именно здесь в в 1943 году состоялась его первая персональная выставка, после которой Каптерев и получил шутливое прозвище «основатель алмаатинского Барбизона», данное ему известным художником Абрамом Черкасским. Работы для выставки Каптерев вместе с питерскими художниками Глебовой и Стерлиговым создавал на плэнере: в Ботаническом саду, на реке Или. Эти пейзажи потом не дорабатывались в мастерских и выставлялись в том виде, как их видели художники. Это и дало основание Черкасскому провести параллели между Каптеревым и французскими «барбизонцами», положившими начало реалистическому направлению в пейзажной живописи.

После возвращения из эвакуации в Казахстан Каптерев больше не приезжал, однако, спустя 30 лет, в его творчестве 60-70х годов, явственно виден восточной колорит, воспроизводимый им по памяти.

В 1946 году многие работы Каптерева, хранившиеся в Алма-атинском художественном музее, были уничтожены. В 80-е годы музей начал работу по восстановлению художественного наследия 30-х годов, в рамках которой и были закуплены картины Каптерева, относящиеся к алматинскому периоду.

«В этот период музеем были закуплены работы многих русских художников, которые приезжали в 30-е годы работать в Казахстан. В первые послереволюционные годы наблюдался бурный расцвет всех видов искусств, особенно живописного. Это было время художественной экспериментальной эйфории. Поэтому работы этого периода представляют для экспертов особую ценность как свидетельства поступательного развития отечественной живописи», — рассказала Галина Сырлыбаева.

Отметим, что творчество живописца и графика Валерия Каптерева искусствоведы относят к так называемому «третьему пути» в советском искусстве, лежащим между авангардом и соцреализмом.

Выставка «Основатель алмаатинского Барбизона» в музее искусств имени Кастеева продлится до середины февраля.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий