Сергей Соловьев: в фильмах < Новости кино < Новости и события

Сергей Соловьев: в фильмах «казахской новой волны» есть живое человеческое содержание

18 Сентября 2014 г., просмотров: 2744.

В рамках Х-го кинофестиваля «Евразия» прошла пресс-конференция, посвященная 30-летию «новой казахской волны». Ее участниками стали казахстанские режиссеры и кинодеятели Рашид Нугманов, Ардак Амиркулов, Талгат Теменов, Дарежан Омирбаев, Сабит Курманбеков, Амир Каракулов, а также российский режиссер Сергей Соловьев.

Термин «казахская новая волна» вошел в киноведческий лексикон с легкой руки московских журналистов и обозначил плеяду молодых казахстанских режиссеров, окончивших в начале 90-х годов мастерскую Сергея Соловьева во ВГИКе.

Как известно, в 1984 году московский режиссер Сергей Соловьев приехал в Алма-Ату для съемок фильма «Чужая Белая и Рябой». Тогдашний председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии Олжас Сулейменов предложил Соловьеву набрать специальную мастерскую из способных молодых казахских кинематографистов для того, чтобы ликвидировать острую нехватку кадров на киностудии «Казахфильм», которая по технической оснащенности считалась одной из лучших в СССР.

Как вспоминал на пресс-конференции Талгат Теменов, сам термин «казахская новая волна» был придуман им и Рашидом Нугмановым.

«В 1989 году на Московском кинофестивале должны были состояться показы наших фильмов, и мы всю ночь думали, как же пригласить зрителей на эти показы, как их назвать. Так и придумали «казахскую новую волну»», — рассказал Теменов.

С именами соловьевской группы режиссеров, Рашидом Нугмановым («Игла»), Сериком Апрымовым («Конечная остановка»), Ардаком Амиркуловым («Гибель Отрара»), Дарежаном Омирбаевым («Кайрат»), Абаем Карпыковым («Влюбленная рыбка»), Талгатом Теменовым («Волчонок среди людей»), Амиром Каракуловым («Разлучница»), Аманжолом Айтуаровым («Прикосновение»), киноведы связывают рождение самого яркого явления в казахском кино конца 80-начала 90-х годов. Фильмы этих режиссеров, обратившися к западному кинематографическому опыту, перенесли акцент с содержания на форму и изображение.

По словам киноведа Инны Смаиловой, «если кино советского периода больше опиралось на актерскую игру и диалоги, то кинематографисты 90-х годов предлагают новую схему – кадровую живопись, монтажное деление, ритмические стыки и растяжки, пространство времени и внутреннее пространство героев, символику и сюрреализм».

Вывело «новое казахское кино» на экраны и нового героя: циника и идеалиста, не идущего на открытый конфликт с миром, но и не терпящего вмешательства в границы своей личной свободы. Такой герой, как правило, погибает или уходит из реальности.

${similar_pages}«Уникальность «казахской новой волны» заключается в том, что в период развала, когда многие поддались соблазну снимать дешевое коммерческое кино, она стала эстетическим явлением. Люди жаждали перемен и «новая волна» попала в ситуацию», — отметил на пресс-конференции киновед Бауржан Ногербек.

Несомненно, стилистика фильмов «новой волны» тесно перекликается с итальянским неореализмом, французской «новой волной», немецким экспрессионизмом, цитирует лучшую европейскую и азиатскую киноклассику, мировую литературу ХХ века.
 
Как сказал Рашид Нугманов в интервью Artparovoz.tv, «новая казахская волна» даже названа была в честь «новой французской волны»:

«Я сам вырос на французском кино, и весь наш курс Соловьева смотрел исключительно фильмы французской волны, и каждый выбрал себе героя. Вот, у меня, например, героем был Жан-Люк Годар, у Дарежана Омирбаева – Робер Брессон, кто-то выбрал Трюффо, кто-то обратил внимание на комедийное направление. Французское кино 60-х, 70-х, даже 30-х годов – это то, откуда наша новая волна выросла».

По словам Сергея Соловьева, в фильмах «казахской новой волны» есть живое человеческое содержание:
 
«30 лет для кино – это колоссальный срок. Через 30 лет никто ничего и вспомнить не может. К тому же, современное кино так устроено, что даже новинки забываются очень быстро. А казахское кино живо до сих пор, его все время показывают. В этих фильмах есть живое человеческое содержание».
Анна Дармодехина

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий