Поиграем в декаданс! < Рецензии < Арт-библиотека < Арт

Поиграем в декаданс!

18 Июля 2014 г., просмотров: 2003.

Казахстанский режиссер Салтанат Мурзалинова-Яковлева представила на суд отечественного зрителя свою вторую работу – мелодраму «Фейк. Береги себя». Как и первый фильм Салтанат, вторая картина тоже связана с интернетом: если в «Тамагочи» интернет был выбран в качестве формы (кино аттестовалось как первое казахстанское web-cinema), то в «Фейке» интернет стал чуть ли не главным действующим лицом.  

Мурзалинова-Яковлева известна своей активной жизнью в сети, не случайно тема взаимовлияния онлайна и оффлайна ей близка и интересна. По сути, «Фейк» продолжает исследование, начатое режиссером в «Тамагочи»: почему современный человек предпочитает придуманную жизнь реальной, почему ищет различные заменители реальной жизни. Сначала электронные игрушки, а затем электронные сети – заменители очень удобные. Главная их привлекательность – в обманчивом ощущении управляемости собой: игрушку можно выключить, компьютер – отключить.

Обманчивость и податливость таких заменителей привела к тому, что современные психологи ставят, например, интернет на третье место после жажды денег и жажды секса по силе влияния на человеческую жизнь. Все три силы роднит то, что они искусно управляют человеческими желаниями и планами, оттягивая на себя значительную часть душевной энергии и времени, и не давая взамен столько, сколько берут. Такое опустошение порождает в человеке тоску и отчаяние, стремясь заглушить их, мы способны пойти на самые необдуманные и неожиданные поступки.

Собственно, «Фейк», по задумке режиссера, должен был быть об этом. Но слабый сценарий и, такая же, игра главных актеров, рыхлая режиссура сделали из хорошей идеи довольно несуразный фильм со странной концовкой.

${similar_pages}Главная героиня фильма (Ася Оспанова), что называется, «мается дурью по жизни»: за год сменила три работы, конфликтует с отцом (Алексей Кравченко), собирается выйти замуж за бизнесмена, собачится с лучшей подругой (Юлия Зимина) и общается в сети с незнакомцем (Антон Митнев). Незнакомец предлагает ей авантюру: провести вместе два месяца в незнакомом городе, а потом – забыть друг о друге. И Героиня соглашается.

В реальной жизни, в которой нет заменителей, такие истории заканчиваются плачевно для Героинь. И пойти на подобную авантюру женщин, как правило, толкает тотальное одиночество и ощущение полной пустоты жизни. Однако Героиня не производит впечатления одинокой и отчаявшейся женщины. Она безалаберна, бестолкова и понтовита. Как рассказывала режиссер Мурзалинова-Яковлева, она хотела показать образ сильной женщины, самой строящей свою жизнь. Вместо этого главный женский образ в фильме получился очень декадентским и весьма невразумительным, по большей части, из-за выбора актрисы на главную роль. Ася Оспанова – актриса с небольшим опытом, на сильную женщину не тянет, и ни одну из сторон образа, задуманных режиссером-сценаристом, на экране не воплотила. Слегка готичному типажу Оспановой, конечно, свойственны безумные авантюры, но исключительно из-за детского желания «позырить, чем кончится».

Более цельным получился Герой. Антон Митнев – хороший театральный актер, и вот ему как раз удалось передать щемящую тоску человека, пытающегося подарить себе новые ощущения. Правда, как выяснится в конце фильма, на это у него есть весьма уважительная причина: Герой смертельно болен. В лучших декадентских традициях, вместо того, чтобы лечиться, он решает провести последние дни жизни в кампании незнакомой женщины. Учитывая, что Герой в жизни занимается гонками и пытается развить свой бизнес в интернете, двухмесячная псевдолюбовная авантюра с заранее известным концом для него – неплохой и безопасный экстрим.

Ничем хорошим эта авантюрная история, разумеется, не кончается. Героиня влюбляется в пропавшего Героя, уходит от богатого жениха, мириться с отцом (кстати, так и осталось непонятным, почему она конфликтует с отцом, но ладит с мачехой) и начинает искать Героя, находя в итоге его могилу. Предполагается, что Героиня за эти два месяца поняла, что в жизни ей не хватало исключительно любви, и эту любовь она готова искать вновь, опять-таки не без помощи интернета.  

Российским актерам Алексею Кравченко и Юлии Зиминой в «Фейке» просто нечего играть, их присутствие на экране можно объяснить только желанием продюсеров выйти в российский прокат. Причем, Юлия Зимина легко обыгрывает Асю Оспанову, появляясь с ней в одном кадре, а Алексей Кравченко не меняет выражение лица на протяжении всего фильма.

К месту и не к месту в фильме появляется весьма посредственная графика. Понятно, что создатели картины хотели таким образом показать, что речь в ней идет об интернете и соцсетях, но в отдельных кадрах графика относит зрителя на 20 лет назад, а монтаж выглядит просто «колхозным». 

Из хорошего в фильме: музыка и операторская работа. Динамичный, современный саундтрек и сразу две красивые песни в казахстанском кино встретишь нечасто.

Тем не менее, несмотря, на все свои несуразности и странности, «Фейк» — довольно смотрибельное кино, жанровое, что немаловажно, и неглупое. Вряд ли фильм будет коммерчески успешным, но, снятый на стыке авторского и жанрового кино, картина вполне может стать событием в отечественном кинематографе.
Анна Дармодехина
18 Июля 2014 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий