Опыт обретения любви к От < Рецензии < Арт-библиотека < Арт

Опыт обретения любви к Отчизне

17 Апреля 2014 г., просмотров: 2336.

Комик, актер и, с недавних пор, продюсер Сергей Светлаков выпустил собственный фильм – «железнодорожную» комедию «Скорый Москва-Россия». Многожанровое роад-муви рассказывает историю путешествия простого русского парня Сергея и простой американской актрисы Милы из Москвы во Владивосток.

Из всех способов пересечь Россию-матушку герои выбрали самый экстремальный: скорым, вечно пьяным, поездом. Вышедший под девизом «Русские не сдаются!», что на фоне съемок, которые проходили в Крыму, сегодня кажется откровенной провокацией, фильм, по замыслу его создателей, должен показать зрителю всю ширь русского национального характера сквозь призму «адского трэша».

Режиссер картины, невыразительный арт-хаусный режиссер Игорь Волошин, в роли массовика-затейника выступил впервые. Выразительный комик Сергей Светлаков впервые написал сценарий для полного метра и впервые выступил полноценным продюсером. В помощь им, в качестве камео, были выбраны хорошие российские актеры (Дапкунайте, Стоянов, Деревянко, Проскурин) и двое американских: Майкл Мэдсен, давно уже списанный со всех голливудских счетов, и полукровка Маргарита Левиева. Надо признать, если и было в фильме что хорошего, так это Левиева, чей внушительный габитус украсил финальную сцену картины. 

Опыт хождения арт-хаусных режиссеров в массовое кино для российского кинематографа не нов, а вот обратного движения не наблюдается. По большей части потому, что арт-хаусных режиссеров массовый российский зритель, в принципе, не интересует, они не знают, чем он живет, что и как для него надо снимать, проще говоря, «не владеют темой». Игорь Волошин не стал исключением, темой он не владеет. Автор странных и выспренних фильмов явно не знает, каков он, этот самый русский характер, сомневается, стоит ли любить носителей этого характера, и если да – за что, но зато прекрасно владеет визуальным инструментарием пессимистичного арт-хауса.

Любовь к родине – чувство сложное, противоречивое и, зачастую, безответное. Общего представления о том, как и за что нужно родину любить, не существует, каждый человек определяет это самостоятельно, каждая «странная любовь к Отчизне» — сугубо индивидуальна. 

Понадеявшись на Светлакова, на котором в этом тандеме и лежала ответственность за все «русское», Волошин не скрывает своего презрения к «простому народу», не скрывает своей индивидуальной любви: нравятся Волошину в России исключительно леса, луга и поля. Поэтому в объектив его кинокамеры попали агрессивные пьяницы, обманщики, воры, убийцы и откровенные тупицы, живущие на всем протяжении железнодорожной ветки Москва-Владивосток. Несмотря на уверения создателей картины в желании показать «национальный коктейль, в котором сочетаются и очень умные, и очень глупые люди», коктейль получился однокомпонентным: умных людей в нем нет. В этом плане, «Скорый Москва-Россия» — великолепный образчик русского арт-хаусного кино.


Индивидуальная любовь к родине Светлакова во многом схожа с волошинской, не случайно ребята дружат семьями, а Сергей, по его словам, «разделяет нестандартный режиссерский взгляд Волошина». Близость Светлакова к народу – мнимая, имидж «простого парня с Урала» — только образ, самому Сергею не близкий и для него вынужденный. Команда КВН «Уральские пельмени», которая дала старт Светлакову в большой шоу-бизнес, при внешней простоватости была командой интеллектуального юмора. В номерах «Пельменей» обнаруживалось близкое знакомство с творчеством Хью Лори и Стивена Фрая, переработанным в соответствии с уральско-русским колоритом. Образ «красных труселей», примеренный на себя Светлаковым в дальнейшем, стал одним из способов выживания зрелого человека в Москве, переехавшего в столицу из провинции уже не в юном возрасте.

Поэтому с «русскостью» у Светлакова такие же проблемы, как и у Волошина: он также не владеет темой и настороженно относится ко всем проявлениям национального характера. Кроме того, опыт написания сценария для полного метра у Светлакова отсутствует. Писать реплики для себя одного в «ПрожекторПэрис Хилтон» или работать над «Нашей Рашей» в команде из 5 человек – это одно, писать в одиночку сценарий для полнометражного фильма, жанр и хронометраж которого требуют колоритных и ярких фраз для большого количества персонажей, — совершенно другое. И делать этого Светлаков пока не умеет. Но дело даже не в этом, а в том, что, как и Волошин, Сергей любит свою страну исключительно за леса, поля и луга.     

Для того, чтобы такие скрыть «пробелы в образовании», Светлаков разбавил фильм роликами из Ютуба и сопроводил славословиями в стиле «Нашей Раши», между которыми и вставил разные забавные случаи из своей жизни, доведенные до абсурда и превращенные в фарс. По сути, сделал расширенный вариант той же «Рашы», только невнятный и несмешной. Попытка связать ролики, славословия и случаи темой интернета смотрится натужно. Интернациональная сетевая культура характерна лишь для мегаполисов и крупных городов, но абсолютно чужда загадочным, удивительным, прекрасным и ужасным людям, проживающим вдоль железнодорожной трассы Москва-Владивосток.

Справедливости ради надо сказать, что себя Сергей не обидел, его герой прописан неплохо, хоть разговорчивостью и не отличается. Хороша в фильме и романтическая линия, отдельное спасибо стоит сказать создателям картины за саундтрек, объединивший советское и российское песенное наследие. Очень хорош образ американской актрисы Милы Симонофф, полностью списанный с Мадонны времен культового и трижды платинового альбома «Music». Из всех перевоплощений Мадонны этот образ прижился на российской музыкальной почве лучше всего. Эпизод со взбесившимися панночками и русалами наводит на мысль о попытках авторов поднапустить социальной сатиры. О корнях стеба над кавказцами лучше даже не начинать. 

Эти явные удачи фильма не могут сгладить общего впечатления от него, как от плохо скроенного сатирического альманаха о так и не обретенной любви к Родине. Не смешного, но очень позитивного.
Анна Дармодехина
17 Апреля 2014 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий