Продай мне капитализм < Рецензии < Арт-библиотека < Арт

Продай мне капитализм

11 Февраля 2014 г., изменено: 13 Февраля 2014 г., просмотров: 1736.

Задолго до выхода на экраны 15-й фильм самого нахального американского режиссера Мартина Скорсезе успел стать «большим кинособытием». Подробнейший сюжет его был известен, актерский потенциал исполнителей главных ролей – тоже, СМИ муссировали, чего и сколько Скорсезе пришлось из своего фильма вырезать, а также: дадут ДиКаприо, наконец-то, Оскара или нет.

За всем этим глянцевым фейерверком фотографий, кадров, роликов как-то не с руки было задаваться вопросом: зачем Скорсезе 7 лет потратил на экранизацию не самых блестящих мемуаров не самого блестящего проходимца? Что нового рассказал Белфорт в своих мемуарах? С начала 80-х годов 20 века мировая финансовая система превратилась в большой мыльный пузырь, реальные деньги в которой могут делать только единицы (и их биографии вряд ли будут экранизированы). Кто не знает об этом? Да все знают. Кто-то перестал кредитоваться в банках, или играть на биржах, или покупать акции? Да никто не перестал. Или у нас мало историй про амбициозных молодых людей, грезящих честно заработать деньги себе и клиентам? Да полно в Голливуде таких историй.

Чем же тогда привлекла книга Белфорта штатного воспевателя гангстерских нравов Скорсезе?

Считается, что, в отличие от России, в Америке нет бед. Есть. Одна, но большая: американский средний класс, благословенная «одноэтажная Америка», все помыслы которого целиком устремлены к американской же «великой мечте». «Возможности» – любимое слово среднего класса, ведь Америка – страна больших и равных для всех возможностей. У тебя будет все: самая дорогая в мире недвижимость, 50-метровая яхта, Lamborghini Countach (которую даже можно «расхерачить» вдребезги), Ferrari Testarossa, Jaguar E-Type, Jaguar XJS, вертолет, костюмы за 3.000 долларов, жена с экстерьером элитной проститутки, все наркотики и пойло мира – словом, весь нехитрый набор мечт маленького человека. Для этого стоит лишь взять трубку телефона, набрать номер и сказать заученные фразы.

Первое, с чем сталкивается маленьких человек в стране возможностей – это алчность. Она не порождает ничего, кроме алчности, и уничтожает все, что было до нее. На лице маленького человека, почувствовавшего вкус денег «до херища», появляется звериный оскал. Ни морали, ни нравственности, ни напряжения душевных сил, необходимых для достижения успеха в любом деле, ни идеалов – ни о чем таком маленький человек даже не думает. Теперь только деньги.

Мартин Скорсезе уже давно не нуждается в словесном подтверждении своего режиссерского таланта и профессионализма. Леонардо ДиКаприо уже давно закрепил за собой статус большого актера, а после «Волка с Уолл-стрит» просто раскрыл еще одну грань своего таланта – как блестящий комик. Решение пригласить ДиКаприо на главную роль в фильме стало гениальным режиссерским решением Скорсезе. Лео слишком хорош для этой роли, слишком красив, слишком аристократичен, слишком холен.

Его Белфорт – как китайская лаковая шкатулка: красивый, ухоженный, респектабельный, вызывающий доверие. Он, в принципе, хороший парень: примерный семьянин, успешный бизнесмен, верный товарищ и друг. Да, есть у него недостатки, а у кого их нет.

Как короля свиту, так и всю аморальность и двуличность образа Белфорта «играют» второстепенные персонажи, его друзья детства: алкоголики, наркоманы, извращенцы, неучи и тупицы – «благословенная одноэтажная Америка». Даже в дорогих костюмах они остаются такими же. Здравый смысл подсказывает, что и Белфорт такой же, но глаза видят совсем другую картинку: красивый, ухоженный, респектабельный, вызывающий доверие хороший парень. Даже когда он на экране демонстрирует все непристойности и несет похабщину – это не вызывает отвращения или смущения. Отвечает за такую зрительскую реакцию формат рекламного ролика, в котором снят фильм: мы не рассказываем вам о жизни, мы показываем, какой она может быть, мы показываем вам возможности. Ведь самая хорошая реклама не рассказывает о продукте, она рассказывает о преимуществах обладания этим продуктом, рассказывает о возможностях – любимом слове среднего класса. 

Средний класс – основа основ капитализма. За три часа фильма Мартин Скорсезе произвел вскрытие всей капиталистической системы разом, показав, каких размеров может достигнуть паразит, попавший в наилучшие возможные условия.    

Бесполезно возмущаться, драматизировать, пенять, качать головой: как же так?! Ничего ведь не изменится, и Скорсезе это прекрасно понимает. Уродливость и безальтернативность ситуации настолько очевидна, что остается только смеяться над ней и ее же документировать. Чинно и спокойно показывать 10-минутные обсуждения того, как наиболее безопасно швырять карликов в мишень (все мы слышали о правах человека), или разговоры с отцом о преимуществах пользования услугами дорогих проституток (у маленьких людей есть мораль), или размышления о преимуществах женитьбы на двоюродных сестрах и что делать, если вдруг дети от такого брака родятся дебилами (рачительность еще никому не повредила). Не случайно, вся линия «о честном молодом амбициозном человеке» умещается в первые же 10 минут фильма, а первая жена героя ДиКаприо, которой пришла в голову мысль брать деньги не у бедных, а у богатых, через полчаса после этого навсегда исчезает из его жизни. 

Снятый в формате рекламного ролика, «Волк с Уолл-стрит» стал жесткой и специфичной сатирой на безальтернативность настоящего, простой, прямой и точной сатирой – Белфорты не исчезнут, как бы плачевно не заканчивались их истории, какому бы остракизму не подвергали их в обществе (хотя, возможно, это просто зависть) – маленький человек не прекратит идти к своей «великой мечте», не прекратит брать в руки телефонную трубку или микрофон. 
Анна Дармодехина
11 Февраля 2014 г., изменено: 13 Февраля 2014 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий