Казахстанский театр стремительно < Новости шоубиза < Импресарио

Казахстанский театр стремительно теряет зрителя

28 Марта 2013 г., просмотров: 1134.
Фото из свободных источников
Причины спада отечественного театрального искусства кроются в мизерной оплате труда актеров, раздаче должностей для режиссеров и в отсутствии реальной государственной поддержки. Такое мнение высказал мэтр казахстанского театра и кино Тунгышбай Жаманкулов в интервью газете «Караван».

«Актеры наших театров получают смешную зарплату – от 17 до 40 тысяч тенге. Сегодня самая высокая зарплата у меня и у Асанали Ашимова. Благодаря всевозможным прибавкам я в общей сложности получаю 128 тысяч тенге», – цитирует газета председателя Союза театральных деятелей страны.

Против этой системы непонятных добавок Союз театральных деятелей ведет борьбу на всех уровнях.

«Такую систему нужно убрать и выплачивать нормальные деньги! Причем по закону выплачивать. То, что мы, театральные артисты, работаем за нищенскую зарплату, но при этом молчим – это проявление нашей беззаветной любви к святому месту – сцене. Мы – патриоты своего дела. А чиновники этим пользуются. Поэтому правительство должно вспомнить, что и в искусстве сегодня тоже наступило капиталистическое время – чувство патриотизма у актеров есть, но почему они должны бесплатно работать?», — сказал Жаманкулов в интервью корреспонденту газеты Алле Белякиной.

По мнению мэтра казахстанской сцены, из-за того, что профессия актера теряет свою престижность, режиссеры лишь отбывают положенные часы в театре, чтобы потом заняться чем-то прибыльным, зритель начинает отворачиваться от отечественных театров. И даже в именитых, когда-то гремевших за пределами республики театрах начинается заметный творческий спад. 

«Выбор тематики у нас очень скудный. Мы до сих пор, как в 1950-е, заставляем зрителя плакать на спектаклях о войне. Наши люди не стали черствыми, но они устали от этой темы. Все это уже много раз было пережито. Ведь сейчас зритель интеллектуальный, образованный. Благодаря Интернету народ смотрит фильмы Голливуда, спектакли московских театров и видит, какая разница между ними и нами. Поэтому зрителям не интересно в наших театральных залах», — уверен народный артист Казахстана.

Причины творческого театрального кризиса кроются и в смене приоритетов у молодых режиссеров.

«Наши режиссеры измельчали – и по тематике, и по масштабам поднимаемых тем. Главная беда в том, что все постановщики, которые вчера окончили театральный институт, тут же мечтают занять должность главного режиссера или художественного руководителя, чтобы стать начальником, получить возможность командовать. Словом, надеть на голову шапку, а в руку взять папку. А дело никто не делает. В результате у начинающего режиссера пропадает всякое желание творчески мыслить и придумывать что-то интересное», — говорит Жаманкулов.

При всей своей возвышенности искусство тоже нуждается в строгих законодательных рамках. В Союзе театральных деятелей убеждены, что давно назрела пора принять закон о театре, и уже три года настаивают на особом статусе своего объединения и на отдельном государственном финансировании.

«Сегодня творческие объединения у нас считаются общественными организациями, которые живут и развиваются сами по себе без государственной поддержки. Пока для государства мы приравнены к союзу охотников и рыболовов. Поэтому мы хотим, чтобы пять или шесть творческих союзов (писателей, хореографов, архитекторов, художников, театральных деятелей) обрели особый статус и получили хоть какое-то государственное финансирование. Необходимо провести изменения и внутри самой театральной структуры, уравнять статус театральных коллективов. Сейчас Минкульт курирует только 9 театров, остальные 54 — региональные органы власти», — убежден Жаманкулов.

Проект будущего закона о театре уже написан Союзом театральных деятелей и передан в парламент. Когда и в каком виде он будет принят, неизвестно, но в театрах надеются, что, получив законодательно прописанный статус, творческие коллективы смогут получить полноценную государственную помощь.


Анна Дармодехина

 Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий