Киноиндустрия в тяжелое время < Киноиндустрия < Библиотека Импресарио < Импресарио

Киноиндустрия в тяжелое время кризиса

18 Мая 2010 г., просмотров: 850.

Кино и кризисМировые финансовые аналитики на днях провозгласили о том, что рецессия уже завершилась, а значит, не за горами и конец кризиса. И хотя это — всего лишь прогнозы, радует, что они положительные. И для киноиндустрии это важно не в последнюю очередь, потому что это — большие технологические производства, большой кадровый рынок. Kino.km.ru решил выяснить, насколько сильно пострадала отечественная фабрика грез от кризиса, и в каком состоянии она находится на сегодняшний день.

Кризис сразу же резко отразился на отрасли, как только начался. К ноябрю прошлого года было заморожено почти 30% фильмов, запущенных в производство. Например, Мосфильм приостановил производство около 25 фильмов из снимающихся 90, а по оценкам гендиректора компании Movie Researsh Олега Иванова, всего было заморожено около 70 фильмов из 250, находившихся на разных стадиях производства. Столько проектов впервые останавливалось с 1998 года. Многие частные инвесторы приостановили финансирование, а получить банковский кредит стало нереально. Крупные продюсерские компании в течение месяца организовали Ассоциацию теле- и кинопродюсеров, главным действием которой стало принятие довольно жесткого антикризисного решения — урезать зарплаты актерам примерно в два раза.

На сегодняшний день ситуация несколько стабилизировалась, но, конечно, до полного выздоровления еще далеко. Если брать ситуацию на рынке аренды съемочных павильонов, то с ноября цены на аренду просто рухнули. А уже спустя полгода, когда производители начали немного оживать, размеры скидок, естественно, уменьшились. Сейчас есть примеры компаний, которые вернулись к докризисным ценам, но это — скорее исключения. В основном аренда павильонов стоит в настоящее время на 35-40% дешевле, чем в докризисное время.

Компании, зарабатывающие на сдаче в аренду техники и специального оборудования для съемок, также снизили стоимость услуг. На некоторых предприятиях цены упали до уровня 2005 года. В процентном соотношении скидки разнятся: где-то они составляют 25-30%, где-то постоянные клиенты платят половину от прежней стоимости (при этом уступка в цене на разовые акции — 30%). В отдельных компаниях размер максимальной скидки может доходить до 70%.

Менее радужно для производителей кино ситуация складывается на кадровом рынке. В частности, требования актеров высшего уровня к гонорарам изменились мало. Снижение стоимости в этой сфере происходит отнюдь не от большого желания агентств хоть как-то трудоустроить своих подопечных, а от урезанных бюджетов, с которыми продюсеры к ним приходят. Агенты наряду с кастинг-директорами жалуются на отсутствие качественной работы для актеров. Из-за низких гонораров, вписанных в бюджет картины, они вынуждены чаще всего предоставлять «коридорных» артистов (выпускников непередовых вузов, «троечников» и тех, кто, возможно, единожды мелькнул в каком-нибудь сериале и счел себя готовым к актерской деятельности). Эти кадры готовы сниматься за любые деньги, профессионалы же предпочитают подождать высоких гонораров.

Все эти изменения не могли не сказаться на отношении отечественного зрителя к российскому кинематографу. В одном из недавних интервью продюсер Анатолий Максимов («Турецкий гамбит», «Адмиралъ», «Каникулы сирого режима» поделился результатами социологического исследования, согласно которому примерно треть россиян не пойдет в кинотеатр смотреть российское кино.

«Незначительная часть респондентов отметила, что не пойдет в кино, если у фильма плохая реклама или ему отсоветовали друзья, но каждый третий заявил, что не будет смотреть кино, если известно, что оно — российское. Такое недоверие во многом обосновано: большинство российских фильмов сейчас снимается на дилетантском уровне», — отметил Максимов.

По его словам, около $300 млн в прошлом году были потрачены впустую.

«Эти деньги не пошли в кинотеатры, не вернулись производителям. Из 155 картин, снятых в России в прошлом году, только 18 дошло до большого экрана. И только 6 картин смогло собрать больше $1 млн при средней цене за билет $4», — отметил Максимов.

Напомним, что в этом году министр культуры РФ Александр Авдеев из-за финансового кризиса решил отказаться от финансирования новых художественных фильмов. Он также пояснил, что министерство выполнит обязательства по всем договорам о производстве художественных картин, которые были заключены ранее. Однако на новые фильмы деньги выделяться не будут. 500 млн руб. выделят только на создание детских анимационных фильмов и документального кино.

При этом не все выглядит так пессимистично. Например, по данным сайта movieresearch.ru, кассовые сборы фильмов в России достигли 6,1 млрд руб., в то время как за тот же период 2008 года фильмы собрали в кинотеатрах 5,6 млрд руб. (прирост — 11%). Число посещений кинотеатров в I квартале 2009 года составило 36,3 млн, и это на 4,7 млн меньше, чем в тот же период прошлого года. При этом падение посещений на 11,4% не повлекло за собой снижение кассовых сборов. Так что это дает все основания надеяться на то, что российская киноиндустрия продолжит свое интенсивное развитие и выйдет на докризисный уровень в самом ближайшем будущем.

18 Мая 2010 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий