Как заказать звезду

16 Мая 2010 г., просмотров: 2486.

Букинг артистовПровести звездные концерты не просто, а очень просто. «Немного» денег, один-два-три-четыре посредника, СВ в поезде или место с иллюминатором в комфортном лайнере, договоренности на местах. Впрочем, есть кое-что еще. Что именно — знают профессионалы…

Мы продолжаем серию публикаций, посвященных talent endorsement (вовлечение звезд кино, телевидения и шоу-бизнеса в кампании по продвижению бренда). Как мы уже рассказывали в прошлом номере, любая подготовка специального события с участием звезд шоу-бизнеса начинается с выбора исполнителей нужного формата, которые смогут «зацепить» целевую аудиторию и позволят добиться тех задач, которые ставит перед собой заказчик, планируя ивент.
Когда имена звезд определены, начинается второй, не менее кропотливый этап работы — организация самого концерта. Часть компаний полностью поручают эту работу тем же агентствам событийного маркетинга, о которых уже шла речь раньше (в этих агентствах существуют отделы, которые занимаются организацией подобных мероприятий «от» и «до»). А часть компаний на свой страх и риск делают ивент своими силами. Так как же самостоятельно организовать специальное мероприятие с участием той или иной звезды? В каких случаях стоит привлекать подрядчиков для решения некоторых организационных вопросов и где этих подрядчиков найти? Какие существуют подводные камни в процессе организации концертов? Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

Договоренность в кармане!
Для того чтобы выяснить принципиальное согласие артиста принять участие в ивенте и «застолбить» нужную вам дату, в первую очередь необходимо выйти на человека, заведующего организацией концертов, гастролей этого исполнителя (иногда это может быть директор группы, иногда — менеджер, администратор). Найти координаты такого человека, как правило, не составляет особого труда, так как у каждого более-менее популярного исполнителя есть свой официальный сайт, на котором указаны телефоны и контактное лицо, отвечающее за организацию гастролей.
Но стоит быть готовым к тому, что у некоторых достаточно популярных исполнителей (их, правда, не так много) вообще нет директоров и решение об участии в том или ином концерте они принимают сами. А некоторых исполнителей на гастроли можно пригласить только через продюсерские центры, которым они принадлежат. Так, например, продюсерский центр Игоря Матвиенко заведует организацией гастролей «фабрикантов» из «Фабрики-1» и «Фабрики-5», групп «Любэ» и «Иванушки», за организацию гастролей группы «Сливки» отвечает компания «Арс», которой и принадлежит эта группа. Гастролями популярной и хитовой нынче группы «УмаТурман» заведует продюсерский центр Алены Михайловой, раскрутивший этих ребят.
Похожая ситуация и на рынке рок-музыки: под многих крупных исполнителей созданы специальные фирмы или продюсерские центры, которые занимаются всеми организационными вопросами, касающимися в том числе и гастролей, концертов. Но есть и такие группы, которые «сами по себе», и все организационные вопросы решает директор или менеджер группы (это так называемая DIY-система, от английского Did it yourself).
По словам Алексея Шишкина, организатора концертов «Авалон-студии», пригласить исполнителей, работающих по системе DIY, гораздо легче, чем те группы, вопросами организации гастролей которых занимаются специально созданные под это фирмы. У групп, которые «сами по себе», гораздо более гибкий график гастролей, в него намного легче «вклиниться», группу легче привезти в тот или иной город.
Стоит также учитывать тот факт, что дирекция многих групп работает в регионах только с определенными лицами — так называемыми промоутерами. То есть если музыканты едут в тот или иной регион, то только по приглашению определенного промоутера, которого они уже хорошо знают. Приглашение «левого лица со стороны» дирекция группы (особенно если речь идет об известных исполнителях, которые никогда не бывают в минусе) может просто не принять, так как не захочет рисковать и связываться с неизвестным для них организатором. В таких случаях есть смысл найти в регионе промоутера, который давно занимается концертами (например, регулярно привозит в регион известные рок-группы, желательно изучить, какие именно), и попытаться вести переговоры с дирекцией через него.
— Договориться об этом с промоутером реально, — говорит Алексей Шишкин. — У промоутера всегда есть интерес в этом участвовать, так как группа лишний раз приедет в город через него.
Второй важный момент — согласование даты ивента, той даты, которая удобна вам, а не только дирекции группы (ведь если организовать мероприятие в ночном клубе, например, в четверг, то понятно, что народу на этом концерте будет гораздо меньше, чем в пятницу и выходные). В идеале договариваться с дирекцией и «забивать» дату стоит за полтора месяца до предполагаемого концерта. Хотя иногда можно позвонить и за три дня и по счастливой случайности выяснить, что группа свободна и готова приехать, но рисковать, понятное дело, не стоит. Тем более качественная организация концерта занимает не меньше месяца.
Если дирекцию исполнителя устраивают дата и ваши условия, то вам будет выслан бытовой и технический райдер для ознакомления. Тут особенно важно изучить все нюансы этих весьма «коварных» документов, так как любое неисполнение хотя бы одного пункта райдера может привести к серьезным последствиям, вплоть до полного срыва ивента.

Райдер — штука сложная
Райдер — это список выдвигаемых музыкантами бытовых и технических требований. От него напрямую зависит стоимость всего мероприятия. Чем сложнее райдер, тем больше он потребует от вас финансовых затрат. Может случиться такое, что, внимательно прочитав райдер и ознакомившись со списком требований, вам придется отказаться от услуг того или иного исполнителя. Особенно могут влететь в копеечку бытовые райдеры, ведь артисты, как известно, народ весьма капризный.
В бытовом райдере всегда оговаривается, какой транспорт должен быть предоставлен артисту и его команде. Если речь идет об авиабилетах, то, как правило, несколько из них должны быть бизнес-класса (то же самое касается поездов — чаще всего приходится бронировать места СВ). Райдер может содержать более конкретные указания: например, что «посадочные места в самолете должны быть рядом, в носовой части и обязательно хотя бы одно должно быть у иллюминатора», что исключены перелеты самолетами марки Ан-24, Як-40. Так что о бронировании билетов придется позаботиться как можно раньше, иначе может оказаться, что все места в носовой части уже раскуплены, а свободных иллюминаторов нет.
В райдере оговаривается и вид транспорта, которым наниматель должен обеспечить на все время пребывания группы на гастролях, начиная с прибытия группы в аэропорт (на вокзал) и заканчивая отбытием. Чаще всего для этих целей требуются машины представительского класса (часто указывается конкретная марка — например, это должен быть «Фольксваген» или «Мерседес» не старше пяти лет). Стоит заранее выяснить, есть ли автомобили подобного класса в том городе, куда вы собираетесь привезти исполнителя, так как случаются разные внештатные ситуации.
В пункте райдера «Проживание и питание» оговаривается, какого класса должны быть номера в гостинице, какое питание наниматель должен обеспечить группе. Тут тоже стоит быть готовым к самым разным сюрпризам: «несолнечная сторона» номеров люкс, отдельное меню для каждого участника, исключение громкой музыки в местах питания, наличие определенной «национальной» кухни и так далее. В райдерах отмечается, что «все вопросы размещения коллектива должны быть решены заранее, до приезда артистов».
Бытовой райдер также содержит требования к гримуборной (наличие горячей воды, туалета, зеркал, определенных продуктов на столиках и так далее), безопасности (обеспечение охраны для исполнителя). В райдере оговаривается и общение с представителями прессы. Очень часто говорится о недопустимости фото- и видеосъемки во время концерта и после него, и тут организатору придется проявить максимум усилий, чтобы перекрыть доступ к телу звезды многочисленным фоторепортерам и телевизионщикам. При этом «ответственность за несанкционированные съемки (включая бытовые видеокамеры) полностью лежит на организаторской стороне».
Райдер может содержать еще множество самых разных уточнений. В документе часто оговаривается и то, что «выплата гонорара и подписание договора является согласием со всеми требованиями, перечисленными в райдере».

А договорчик-то…
Если после ознакомления с райдером вы все еще полны решимости пригласить выбранную вами звезду для участия в ивенте, то самое время обговорить с дирекцией сумму гонорара и приехать в офис для подписания договора.
Сумма гонорара зависит от многих факторов: выпустил ли артист новый сингл или альбом, в какое время года планируется концерт и так далее. Стоит также отметить, что иногда, действуя окольными путями, а не договариваясь напрямую, можно заполучить артиста дешевле. Например, тот же промоутер, который работает с артистом в регионе на постоянной основе, возможно, сможет договориться на меньшую сумму, так как его уже знают и возможны уступки.
Иногда дешевле и проще договориться с артистом через какое-то агентство или продюсерский центр, в котором существует концертный отдел. Люди, давно работающие в шоу-бизнесе, бывают лично знакомы со многими артистами, они могут позвонить им напрямую и договориться за более низкую сумму гонорара. Другое дело, что вам все равно придется при этом часть суммы (плюс к гонорару) заплатить агентству.
— Зачастую цена, выставленная директором и самим артистом, выглядит по-разному. Напрямую с артистом договариваться выгоднее, через его дирекцию это будет дороже, — говорит Сергей Харин, руководитель продюсерского центра «Дебют». — Иногда мы ведем переговоры о цене с дирекцией через третьих посредников. Делаем это потому, что для определенных посредников (например, некоторых продюсерских центров) артист работает дешевле, чем для остальных.
Очень часто компании сами занимаются полностью организацией ивентов, а вот процесс договоренности и переговоры об оплате поручают людям, которые знакомы с шоу-бизнесом изнутри.
— Наш продюсерский центр участвовал в организации фестиваля LG, который проходил в Пятигорске и Ставрополе. Мы не организовывали полностью это мероприятие от и до, лишь выступали как организация, которая приглашала артистов, брала на себя все договоренности о том, что эти исполнители будут в нужное время в назначенном месте, — говорит Сергей Харин.
Когда вопросы с суммой гонорара утрясены, вы приезжаете к администрации группы для подписания договора. При этом у вас на руках должны быть билеты туда и обратно и сумма в размере 50 процентов общего размера гонорара (вы отдаете ее вместе с билетами перед подписанием договора).
Чем раньше вы заплатите эту сумму, тем больше шансов, что артист приедет именно к вам, а не к кому-нибудь другому. По словам Сергея Харина, часто бывает, что артисту поступает сразу несколько заказов на ту или иную дату, и в график концертов ставится тот, кто первый внесет предоплату. Так что, внося предоплату заранее, вы страхуете себя от того, что никто не перекупит нужного вам исполнителя (а такое может случиться в том случае, если кто-то внесет предоплату раньше вас). Артист же, получая предоплату и билеты, страхует себя от недобросовестных заказчиков.
В этот же день, когда вносится предоплата, вы подписываете договор с дирекцией. В договоре оговаривается, какие последствия для нанимателя может нести несоблюдение хотя бы одного пункта райдера. Варианты могут быть самыми разными, вплоть до отказа исполнителя выходить на сцену. При этом «артист оставляет за собой право отмены концерта без возврата выплаченного гонорара». В договоре должны быть прописаны обязанности артиста, который он несет перед нанимателем, в том случае, если концерт не состоялся по его вине (например, по причине болезни) и обязанности нанимателя в случае, если концерт отменен по его вине (как правило, в таких случаях гонорар не возвращается).

Подрядчики в регионах
Когда договор в кармане, все силы бросаются на подготовку концерта и организационные работы: бронирование гостиницы, аренда площадки, проведение рекламной кампании и так далее. И тут стоит учесть множество нюансов, чтобы не получилось накладок, которые могут возникнуть, когда за дело берется человек без опыта.
— На первый взгляд, все кажется очень простым: договорился с администрацией клуба, повесил афишу, привез группу. Но концерт может в итоге получиться полностью провальным, и совсем не потому, что группа была плохой и не смогла собрать аудиторию. Успех концерта зависит от множества мелочей, которые нельзя не учитывать, — говорит Алексей Шишкин. — Концерт может оказаться неудачным только по той причине, что неправильно выбрана дата проведения. Например, за несколько дней до этого в городе прошел еще один крупный концерт, и та аудитория, которая побывала на нем, не пошла на ваш концерт только потому, что денежный «концертный лимит» исчерпан.
Если мероприятие бесплатное, то тоже возможны накладки: например, целевую аудиторию, на которую рассчитан ивент, может отвлечь более интересная вечеринка, которая проходит в то же время, что и ваш концерт, на другой площадке. Или же может оказаться, что медиа-поддержка оказалась недостаточной, а рекламные анонсы были размещены не в тех СМИ. Итог — нужная аудитория оказалась банально не проинформирована о грядущем мероприятии.
Новичку, ввязывающемуся в это дело впервые, сложно сразу сориентироваться и учесть все тонкости организации концерта. Часть работ как минимум поначалу лучше будет перепоручить агентствам-подрядчикам, например, все проблемы, связанные с установкой и наладкой технического оборудования (есть специальные агентства, которые полностью берут на себя эти вопросы). Они же и будут отвечать за устранение всех внештатных ситуаций, которые могут случиться во время концерта. А случиться может что угодно: например, может неожиданно сгореть усилитель или прямо во время концерта сгореть кабель, питающий свет… Если за все технические вопросы отвечают профессионалы, можно сосредоточиться на других вопросах, благо их хоть отбавляй.
Что касается организации концерта в регионе на открытой площадке, то можно привлечь подрядчиков из регионов, которые возьмут на себя решение некоторых организационных вопросов: договоренность с администрацией города о проведении концерта, обеспечение охраны, уборка мусора на территории после концерта. Региональные агентства постоянно сотрудничают с администрацией, и в управлении культуры их уже знают, к ним больше доверия. Больше доверия к ним — меньше проблем у вас.
Так, например, в Екатеринбурге ежегодно каждую вторую суббота августа традиционно проходит фестиваль LG с участием различных звезд нашей эстрады. Фестиваль проходит под эгидой городской администрации, а все организационные вопросы, связанные с договоренностями с администрацией, берет на себя местное агентство «Праздник всем».
— Наше агентства уже несколько лет принимает участие в организации фестиваля LG, — рассказывает Анатолий Огнистый, заместитель генерального директора агентства «Праздник всем». — В разные годы мы выполняли разный объем работ: в последний год брали на себя все организационные вопросы, связанные с городской администрацией. Сейчас организацией фестиваля занимается московский офис LG Electronics. До этого этим вопросом занимался региональный офис LG, и в те годы мы брали всю организацию фестиваля на себя, разрабатывали музыкальную концепцию фестиваля, приглашали звезд, привозили на фестиваль Олега Газманова, «И.К.С.-миссию», «Вирус».
Агентство «Праздник всем» принимало участие не только в организации фестивалей LG, но и готовило мероприятия в поддержку других брендов. По словам Анатолия Огнистого, большинство компаний действуют по следующей схеме: задумывая провести ивент с участием звезд шоу-бизнеса, они объявляют тендер на организацию мероприятия, и этот тендер выигрывает какое-либо из московских агентств. Оно полностью берет на себя все организационные вопросы, и если речь идет о работе в регионах, то ищет подрядчиков в нужных городах, договаривается с ними об участии. Но чаще всего компании дешевле самой найти подрядчиков в регионах и обратиться к ним напрямую.
— Если объявлять тендер и работать в регионах через московское агентство, то часто получается так, что это агентство, выигрывающее тендер, выступает в качестве посредника между руководителями маркетинговой службы какой-то компании и непосредственными организаторами концертов в регионах, а это сильно удорожает проект, — говорит Анатолий Огнистый.
Если региональные агентства работают профессионально, то они могут не только взять на себя все организационные вопросы, но и разработать музыкальную концепцию продвижения бренда. Другое дело, что не в каждом регионе легко найти подобные агентства, которые возьмут всю организацию ивента «от» и «до». Вот и получается, что некоторым компаниям проще все поручить event агенству в Москве, пусть и дороже.
Какой схемой воспользоваться — брать ли всю организацию ивента на себя, работать через промоутеров в регионах или объявлять общий тендер и отдавать всю организацию мероприятия московскому агентству, — каждая компания решает для себя сама, взвешивая «за» и «против» и ориентируясь на бюджет. Главное в любом случае — итог: то, каким получится ивент, насколько он сможет стать ярким эмоциональным зрелищем и сможет ли он завоевать и покорить сердца будущих потребителей.

Справка
Агентство «Праздник всем», Екатеринбург
Организация и проведение международных, всероссийских и общегородских праздников. Член Международной ассоциации постановщиков и организаторов массовых театрализованных представлений и праздников. На счету компании — проведение фестиваля LG Electronics в Санкт-Петербурге, праздничного шоу Samsung, открытие представительств всероссийского оператора сотовой связи «МегаФон» в урало-сибирском регионе (организация и проведение масштабных мероприятий).
Постоянными партнерами и клиентами фирмы «Праздник всем» являются управления культуры Екатеринбурга, Тюмени, Челябинска, Сургута, Кургана, Ижевска, Уфы и других городов. Среди клиентов фирмы — компании Coca-Cola, Wimm-Bill-Dann, LG Electronics, Samsung и другие.

Продюсерский центр Сергея Харина
ЗАО «Продюсерский центр Дебют» было создано в октябре 1998 года Сергеем Хариным. Цель создания — пропаганда на российском рынке шоу-бизнеса таких групп, как «Балаган Лимитед» и «Шиншиллы». Чуть позже центр расширяет свои полномочия и начинает оказывать ряд дополнительный услуг, в том числе по постановке шоу и организации концертов. В 1999 году на базе центра создана рекординговая компания «Дебют-рекордз». «Дебют» сотрудничает с Филиппом Киркоровым, Николаем Басковым, Лолитой, Шурой, Ларисой Черниковой, Алисой Мон и многими другими. Самые крупные мероприятия концертного отдела: концерт для компании «Телемир» в Ставрополе (участники — Иван Ургант и «Високосный год»), фестиваль LG в Пятигорске (с участием Лолиты), фестиваль LG в Ставрополе (с участием Дианы Гурцкой), день рождения «Европы +» в Твери (с участием группы «Револьверс»).

Мнение
Своим опытом проведения концертов с участием звезд шоу-бизнеса поделилась Марина Уральцева, PR-менеджер компании Maxima-X. В феврале прошлого года компания Maxima-X являлась организатором фестиваля LG, который проходил в Ульяновске.
— Для Ульяновска это было первое мероприятие подобного рода, а в России фестивали LG являются традиционными. Что касается меня лично, я не поклонник подобных акций — считаю, что они никак не влияют на продажи. У нашей компании один монобрендовый магазин, а техникой LG в городе торгуют чуть ли не в каждом киоске. Я считаю, что затраты на эту акцию себя не оправдали.
На ежегодном проведении фестиваля LG в Ульяновске настаивают наши корейские партнеры. Решение о его проведении в этом году еще не принято.
Что касается организационных вопросов, то мы поручили ульяновскому агентству BLC все работы, связанные с организацией концерта: аренда зала, звуковой аппаратуры, световой аппаратуры, встреча, размещение, проводы артистов.
Сценарный план финального мероприятия фестиваля разрабатывали сотрудники агентства (они же были ведущими) по нашим указаниям. Розыгрыш призов для покупателей техники LG перемежался с выступлениями местных творческих коллективов. В конце действия — концерт «Самоцветов». Почему выбрали именно «Самоцветы»? Решили, что их аудитория совпадает с нашей покупательской аудиторией. Кстати, «Самоцветы» отработали отлично.
Переговоры с артистами об участии в фестивале вела я: вышла напрямую на директора, а организационную работу уже вело агентство. Только не надо забывать, что кричать LG the best! артистов никто не заставлял. Отработали концерт, получили деньги, — никаких трудностей не возникало.
У меня есть еще опыт работы с Олегом Газмановым: в августе прошлого года мы проводили презентацию нового проекта компании Максима-Х — строительство в Ульяновске автомобильной гоночной трассы. На главной площади города собрали народ, показали мототриал, выставку гоночных автомобилей, нашу гоночную команду («Максмотор-Ульяновск»), рассказали о проекте. А потом пел Газманов. Собрали не менее 10 000 человек.
Не очень понимаю вопросы о трудностях приглашения артистов: ну, не попали в график одного, позовем другого; не потянем гонорар одного — найдем дешевле. Другое дело — эффективность. Оценить ее трудно, смотря какие цели стояли перед мероприятием.

Справка
Компания Максима-Х основана уроженцем г. Алапаевска Свердловской области Вадимом Борисовичем Харловым в содружестве с другими предпринимателями города. Основной вид деятельности с момента основания — торговля продовольственными товарами (компании принадлежит сеть торговых супермаркетов «Симбирка») и бытовой техникой. В состав компании входят сети АЗС и магазинов, кафе, пункты по продаже холодильников, охранное предприятие, агентство и мастерская рекламы, архитектурная группа, строительная фирма, типография, радиостанция. Компания является официальным дилером заводов, производящих холодильники «Стинол» и «Атлант». В 2003 году компания становится официальным представителем корейской фирмы LG в Ульяновске, в феврале открывается монобрендовый магазин LG. 

Справка
Телефоны продюсерских центров и звукозаписывающих компаний, в которых есть концертные отделы:
Продюсерский центр «Новое время»:               (095)783-42-43       
Продюсерский центр Сергея Князева:               (095)747-83-30       
Продюсерский центр «Дебют»:               (095)778-78-56       
Продюсерский центр L-Records:               (095)257-60-07       
Продюсерский центр «Неформат»:               (095) 299-56-89       
Продюсерская компания «Медиастар»: (095)217-53-19
Продюсерский центр «Аметист» (095)248-34-08
Продюсерский центр Fast Forward Music: (095)505-18-18
Студия Pro more music: (095)932-48-10
Компания АРС, концертный отдел: (095)212-73-86
Студия записи CD Land (095)953-33-06
Звукозаписывающая компания «Снегири»: (095)-257-40-61
Рекорд-компания Real Records: (095)739-12-17
Звукозаписывающая компания “Граммофон рекордз» — (095)955-19-71

Автор Светлана Ощепкова

Источник: btl-magazin.ru

 

Букинг артистов

www.gastroli.asia

www.gastroli.asia

16 Мая 2010 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий