Итоги-2009: пять главных событий < Музыкальный бизнес < Библиотека Импресарио < Импресарио

Итоги-2009: пять главных событий года в поп-музыке

10 Мая 2010 г., просмотров: 853.

Итоги-2009 в поп-музыкеБолее провального года во всех смыслах музыкальная индустрия ещё не знала. Кого-то больше заботит отсутствие новых великих песен и имён, кого-то закрытие музыкальных журналов и телепрограмм. Но кинуть камень в недавнего монстра, издыхающего на глазах, сможет каждый. Не будем кидать камней, рассмотрим нынешний кризис с точки зрения перспективы.

1. Смерть Майкла Джексона
Дело даже не в самой смерти одного из последних поп-артистов, к которым возможно применить пообтёршийся термин «великий». Дело в том, что таковым Майкл стал только после смерти. При жизни он значился в рядах сбитых лётчиков, педофилов и наркоманов. Миллиарды людей осознали несуетную значимость творчества Джексона только при появлении новостей о его гибели.

И тут началось. Бешеные продажи переизданий всех альбомов Майкла, взлетевшие на вершину чартов. Походы в кино на спешно смонтированный документальный фильм про него. Аукционы по продаже реликвий Майкла. Аттракцион по многократным захоронениям Майкла. Фактом смерти Майкл Джексон окончательно утвердился в туманных вершинах около Элвиса и Джона Леннона. Теперь их там трое.

И тут стоит сказать о том, что ускользнуло от взглядов большинства. Смерть Джексона стала подведением жирной черты под старой моделью шоу-бизнеса, когда можно было издавать пластинки многомиллионными тиражами и раз в два-три года ездить в хорошо подготовленные дорогостоящие концертные туры.

Этой модели больше нет. Джексон надорвался на репетициях, потому что он больше не мог жить на доходы от пластинок. Наступило время концертных денег. Либо давай концерты ежедневно, либо забудь про золотые унитазы и собственный Диснейленд.

Российские артисты выросли на такой модели, им не привыкать. А вот для избалованного американского и европейского шоу-бизнеса смена парадигмы весьма болезненна. И чревата, кстати, вымыванием целых сегментов музыки — атмосферной, экспериментальной электронной и других, живших только продажами альбомов, ибо концерты такой музыке несподручны.

2. Интернет стал основным промоканалом
2009 год отметился массовым переходом и публики, и музыкантов в Сеть. Публика была там и раньше, но теперь туда массово пришли музыканты и предложили ей скачивать альбомы беспрепятственно и бесплатно. На официальных сайтах музыканты дают ссылки на скачивание своих новых альбомов, иногда с предложением заплатить сколько-нибудь денег. Если раньше это было феноменом (сколько разговоров было про поступок Radiohead!), то отныне это де-факто стандарт.

Российская топовая группа «Чайф», например, выложила все свои альбомы для скачивания за «сколько дадите». Россия в этом смысле впереди планеты всей, как в вопросе доли концертных доходов. Но и остальной мир подтягивается.

Музыкальные видеоклипы стали сугубым интернет-развлечением, профильные телеканалы исчезают с немыслимой скоростью. Парадоксально, но с исчезновением клиповых телеканалов клипы снова стали самым важным средством промотирования музыкантов — как известных, так и начинающих. Привлечь внимание к новому альбому или даже к отдельному концерту звезды — видео тут незаменимо. Практика трейлеров перешла к музыкантам из кинопроизводства, и распространились ролики-трейлеры, анонсирующие выход собственно роликов. А для начинающих музыкантов яркий клип на YouTube — фактически единственная возможность заявить о себе широкой аудитории.

Обратная тёмная процесса — нарочитая прикольность самых популярных интернет-клипов. Продвинуть серьёзную лирическую песню при помощи существующей системы невозможно. Зато трэш, прикол, отжиг идут на ура. Российские примеры с рэпером Сявой, Петром Наличем, Николаем Вороновым, «Волшебным кроликом» вполне показательны. Но столь же показательно отсутствие какой-либо монетизации такой дешёвой популярности: активную концертную деятельность при мощной помощи серьёзного лейбла и серьёзной радиостанции ведёт только Налич, и его успехи весьма сомнительны.

И тут мы вплотную подошли к феномену Сьюзан Бойл.

3. Феномен Сьюзан Бойл
Шотландская антиглянцево выглядящая домохозяйка спела на телешоу «Британия ищет таланты», вопреки ожиданиям, «классическим оперным» голосом. Рядовое событие попало в YouTube как прикол, ведь от толстухи в жюри ничего не ждут, но она вдруг поёт I Dreamed a Dream из мюзикла «Отверженные» чистым голосом и часто попадает в ноты!

Почти наверняка специально запущенный как вирусный проморолик телепередачи, сюжет с Бойл стал действительно вирусным. Но дальше произошло куда более невероятное событие, дающее повод говорить именно о феномене. Свежевышедший альбом Сьюзан Бойл встал на первую строчку чартов множества стран, опередив всех звёзд шоу-бизнеса мира!

Не отменяя природу интернет-прикола, феномен Сьюзан Бойл показывает, что потребности слушателей до сих пор слабо изучены индустрией. Слушатели среднего и старшего возраста более чем обеспечены материально, однако индустрия работает исключительно на тинейджеров. Между тем слушатели хотят видеть новые имена, причём именно своих ровесников. В условиях, когда ТВ и радио повсеместно заточены на физическую привлекательность и молодость артиста, интернет даёт возможность стать звездой остальным артистам. Правда, пока только через прикол.

Возможно, в будущем появятся специализированные музыкальные интернет-сети, где начнут работать дополнительные аргументы.

Ещё одним побочным явлением владычества интернета стала гибель специализированных музыкальных изданий. С закрытием отечественного «Билборда» в России, например, не осталось ни одного массового музыкального печатного издания.

Музыкальная индустрия не в состоянии прокормить их скромные затраты. А популярные интернет-издания — NEWSmusic.ru, Zvuki.ru, music.km.ru и другие — не в состоянии оплачивать дорогостоящую индустриальную аналитику.

4. Новые имена
Катастрофически замедлился приток новых имён в популярную музыку. Конечно, больших артистов никогда не было много. Но чтобы не появлялся вообще никто, тут надо было сойтись всем звёздам.

Единственной новой суперзвездой стала незаурядная Lady GaGa. Строго говоря, она появилась ещё в 2008 году, но настоящий большой успех и головокружительное признание пришли только в нынешнем. Рецепт «новой Мадонны» прост: добрая старая музыка 80-х в свежих аранжировках, провокационные тексты песен, провокационные видеоклипы.

Без YouTube и здесь не обошлось: споры о том, мужчина это или женщина, начались после продуманных вирусных видеороликов в интернете. Однако GaGa выпустила эффектный первый альбом, а этой осенью закрепила успех не менее эффектным вторым альбомом The Fame Monster. При этом не исчезая и с первых полос светской хроники, и из топов YouTube новыми скандальными клипами.

Ничего похожего на такой же ошеломительный успех не случилось ни у одного артиста Европы и России. Выпрыгивающие из небытия интернет-феномены так же быстро исчезают обратно в небытие.

Последним громким российским успехом была и остаётся МакSим. Благодаря «Евровидению» в Москве относительную известность приобрёл Александр Рыбак, но она локальная и пока не подкреплена никаким музыкальным материалом. Русский рок продолжает жить именами своих патриархов, выпускающих мощные ретрорелизы. Особняком стоит успешная джазовая певица Нино Катамадзе, но её в новые имена никак не запишешь, она годами нарабатывала свой успех.

Катастрофично на ситуацию с новыми именами в России повлияло решение Первого канала отойти от музыкального вещания. Прикрыто всё разом: «Пять звёзд», «Новые песни о главном», «Фабрика звёзд». Остальные телеканалы и почти все радиостанции от новых имён вовсе отгораживаются.

5. Главный тренд года
Наиболее значимым фактором в популярной музыке стал переход большинства артистов от живого к электронному звучанию. Даже на живых концертах звёзд с обилием аккомпанирующих музыкантов значительную часть звука делают компьютеры. Это касается и поп-музыки, и рока, и даже джаза.

Диджеи выдвигаются на передний план музыкальной индустрии. Именно тут, в электронной танцевальной музыке, появляется наибольшее количество новых имён. Здесь собираются по всему миру концертные площадки с десятками тысяч слушателей. Отсюда рекрутируются в большой шоу-бизнес, к Мадонне и Depeche Mode, мозги для актуальных аранжировок.

В 2009 году произошёл качественный и количественный скачок. Альбомы Tiesto, Paul Oakenfold, Timo Maas, David Guetta, Above & Beyond стали скачиваться и продаваться огромными тиражами. Имя любого из них собирает количество зрителей, немыслимое для многих именитых поп-звёзд. Треки с их участием украшают альбомы ведущих мировых музыкантов.

Мы вплотную подошли к барьеру, за которым популярные артисты полностью откажутся от живых музыкантов, используя их только в качестве концертных шоуменов. Успехи альбомов Рианны, Black Eyed Peas и других звёзд с привлечением диджеев подталкивают к этому решению даже тех поп-артистов, которые раньше не задумывались об электронике. Мир стоит на грани обрушения в повальную электронику, при котором живые музыканты в студии и на сцене станут андеграундом.

Пока этого не случилось. Но praemonitus praemunitus. Предупреждён — вооружён. Морально к этому стоит готовиться. Хотя жанры, подразумевающие преимущественно живую музыку: джаз, рок, кантри и т.п., никуда не денутся в любом случае.

2009 год не принёс свежих музыкальных идей, но явно подталкивает музыку в сторону изобретения новых звуков, фактур и рюшечек. Музыкальных критиков это скорее печалит. Но у природы нет плохой погоды…

Источник: Гуру КЕН

В продолжении статьи:

15 трендов в музыке 2008 года

Вспомним, как прошел год, какие тенденции он принес любителям музыки и самим музыкантам, на чем акцентировал внимание, какие надежды подарил и каким разочарованиям поспособствовал.

Продавать можно не только свою музыку, но и образ. Раньше группы и певцы ограничивались выпуском мерчандайзинга — футболки, кепки, шарфы. Теперь это прошлый век. Продавать можно все, кроме вдохновения.

1. Музыка окончательно оторвалась от физического носителя

И если какие-то сомнения в этом еще когда-то были, то 2008 год расставил все точки над «i». 

Цифровые продажи превысили традиционные, музыка для массового слушателя переселилась в интернет на постоянное место жительства. Мобильный телефон зафиксировал торжество wireless, беспроводных технологий. Теперь музыка не привязана даже к проводам.

Интернет существует для музыки. Можно скачивать и прослушивать любую музыку в любом месте земного шара. И не важно, что именно слушаешь — китайский фанк или русский рок, — всегда найдется сообщество тех, кто слушает именно такую же музыку.

2. За музыку не надо платить

Потоки бесплатной музыки залили мир, и справиться с этим уже невозможно. Больше не нужно платить за прослушивание музыки. Морально устарели всякие недавно открытые iTunes и прочие зашибатели деньги. Все, что надо, можно прослушать на imeem или ВКонтакте. И просмотреть на Youtube.

Покупка превращается не в обязанность, а в удовольствие. Приятно купить превосходно изданный с милыми сюрпризами CD любимой группы. Ведь музыка уже прослушана, а что-то хочется поставить на полку как память.

Для музыканта же музыка отныне — способ донести информацию о себе. Информация отлично материализуется в стопки купюр за концерты и тому подобное.

3. Мой мобильник — мой плеер

Телефоны последних моделей умеют слишком многое. Они способны снабжать любимой музыкой круглосуточно. Nokia и Apple продают телефоны со встроенным доступом к миллионам треков. Серфить по интернету и слушать 24 часа свежую музыку? Никаких проблем.

Никто больше не продает рингтоны. Теперь каждый может сам поставить любую мелодию в качестве рингтона на свой телефон. Или намурлыкать что-то в микрофон, это тоже сгодится в качестве рингтона. Сотовые операторы теперь продают рингбэктоны — музыку во время ожидания вызова. В 2008 году телефоны еще не умеют сами заменять гудки на любую мелодию…

4. Олдскул рулит рок-н-роллом

Старая гвардия стряхнула пыль и показала, кто в доме хозяин. Ностальгия — серьезный бизнес. За прошлый год сразу серия именитых стариков дала жару. Neil Diamond, Том Джонс, Леонард Коэн, Stevie Wonder, Dolly Parton, Нил Янг, Брайан Уилсон, Глен Кэмпбелл, Клифф Ричард собрали переполненные стадионы.

73-летний Леонард Коэн не был на сцене 15 лет, да и вернулся-то из буддистских монастырей только потому, что экс-менеджер обокрала его на 10 млн долларов, оставив без пенсии. 67-летний Neil Diamond записал Home Before Dark, и он оказался первым в его жизни альбомом, ставшим № 1 в США и № 1 в Великобритании. Вернулась Грейс Джонс, и с каким триумфом.

Российские ностальгические фестивали «Дискотека 80-х» и «Легенды Ретро-FM» уже не помещаются в самый большой концертный зал страны. Почти ни одна новая рок-группа в мире не способна собрать битком тот же «Олимпийский», зато это легко делают мастодонты вроде «ДДТ» или «Алисы».

5. Реюнионы

Если от легендарной группы остался хоть один живой человек, можно воссоздать ее заново. Если осталось несколько, то этот процесс фактически неизбежен.

The Verve, The Stooges, MC5, Boyzone… Queen прокатился с Paul Rodgers в качестве эрзац-Меркьюри. Все хотят работать. Led Zeppelin готовы ехать в реюнион-тур без Роберта Планта, а The Police уже в такой тур съездил. «Божья коровка» выпускает новый альбом! Тормозят только Beatles.
6. Модно быть ретро

Когда звездой стала маргинальная Amy Winehouse, это еще можно было считать случайностью. Но когда старый стиль вдруг ожил с гладкими личиками юных красавиц, и ретро-дух — уже не удел экстравагантных хипстеров, а вполне многомиллионный бизнес?

Adele своим трогательным поп-джаз-соулом взрывает MySpace, а потом с альбомом «19» возглавляет UK Charts. Продает больше миллиона дисков.

Еще более громкий успех ждет вкрадчивую блондинку Duffy. Альбом Rockferry продан тиражом более 4 млн экземпляров. Юная ретро-дива уже стала самой продаваемой английской певицей, Америка преклоняется перед ее песнями, а ведь она поет всего лишь соул-поп-рок, стиль и вкус старой жизни. Музыкальное ретро на пике моды.

7. Новый брит-поп дешевле старого

Английский нудноватый рок имеет массу своих тонких прелестей. Активные подростки Snow Patrol, Keane, Razorlight, Kaiser Chiefs сделали все, чтобы их считали взрослыми дядями, а не тенью мастодонтов брит-попа. Они выпускали альбомы и делали хлесткие заявления.

Но в итоге Oasis сделал их всех. Даже по деньгам. А Radiohead презрительно перестала на концертах исполнять свои хиты. Отчего на концертах Radiohead зрителей красноречиво не убавилось.

8. Тин-поп и тин-рок рулят

Диснеефикация музыкального мира двинулась полным ходом. И уже захватила все лакомые островки. Когда Tokio Hotel прошлись триумфальное шествием по миру, все еще только начиналось.

Теперь тяжеловесы рынка «16 минус» заполонили все телеэкраны и стадионы. High School Musical к третьей части набрал такой ход, что «Фабрика звезд» кусает локти в уголке. Мировые звезды из киномюзикла собирают зал за залом, постеры Zac Efron и Vanessa Hudgens висят в каждой розовой спальне.

Русские «Ранетки» собирают полные «Лужники», а у входа детей дожидаются промерзшие родители.

9. Хеви-метал живее всех живых

Есть народная примета. Когда в экономике все идет не так, металлическое рубилово процветает.

Успех AC/DC, которая вернулась на верхушки чартов спустя десятилетия. Невероятный успех Metallica, показавшей, кто в металле хозяин. Guns N’Roses выпустил альбом Chinese Democracy спустя 17 лет молчания, и альбом отчаянно хорош. На металл снова ходят.

10. Некоторым политикам можно поверить

То, что творилось в Америке с выборами Барака Обамы, можно назвать только одним словом: доверчивость. Прожженные брутальные рэперы, все в наколках и брюликах, с залитыми слезами глазами внимали каждому слову чиновника в костюме. Они вносили деньги в его избирательный фонд, сочиняли песни в его поддержку и размахивали флажками.

Will.I.AM написал настоящий хип-хоп-гимн Yes We Can в честь чернокожего претендента, мгновенно ставший хитом на Youtube. Ему помогали в этом сентиментальном занятии John Legend, Herbie Hancock и Скарлет Йохансон. А циничный парень P. Diddy трогательно шептал: «I felt it was my vote that put him in office!»

Обама победил, так что доверчивость рэперов чего-то стоит.

11. Евровидение как славянский базар

2008 год принес очередную победу на еврофесте славянскому артисту Диме Билану (Россия). Буча в очередной раз поднялась страшная, но нерезультативная. Против итогов холодной войны у Европейского вещательного союза лома нет. И по крайней мере в 2009 году не предвидится.

Кроме участия сэра Эндрю Ллойд Уэббера за неудачливую Англию и слов публичной поддержки сэра со стороны Путина и Лужкова. Если еще и Медведев скажет свое веское слово — результаты предрешены…

12. DRM is Dead

Эту фразу повторяют по всему миру с очень разными чувствами. Но то, что технические средства защиты авторского права DRM (Digital Rights Management) терпят сокрушительный технический же крах, — заметить нетрудно. Все попытки остановить копирование музыки с купленного диска или файла в бездонную Сеть или мобильник друга оказались безрезультатны.

DRM is Dead пока не до конца. Сопротивляется Apple, продающий музыку за несусветные цены. Но тренд на то и тренд, чтобы понять будущее алчного Apple.

В России потребитель заметил появление и крах DRM разве что на редких DVD с архаичными «зонами» воспроизведения. И уж больше не заметит.

13. Музыканты как бренды

Продавать можно не только свою музыку, но и образ. Раньше группы и певцы ограничивались только выпуском мерчандайзинга — футболки, кепки, шарфы. Теперь это прошлый век. Продавать можно все, кроме вдохновения.

Лу Рид заключил контракт с Cartier, Groove Armada — с Bacardi. Патрисия Каас рекламирует Л'Этуаль, Ciara — одежду из коллекции рэпера Jay-Z. И таким примерам несть числа.

Да и в отношениях с лейблами музыканты почти полностью перешли на 360-градусную модель, подразумевающую продажу всего, что можно. И даже музыки, пока она еще продается.

14. Сделайся сам Guitar Hero

Компьютерные игрушки доселе только подкармливали музыкантов, давая им заказы на саундтреки к ролевым виртуальным феериям. Но выход игры Guitar Hero изменил все. Теперь можно стать гитаристом, не умея играть на гитаре.

Миллионы людей по всему миру терзают муляж гитары, стараясь попасть в ноты на мониторе, а потом «соревнуясь» в технике игры со Слэшем или Томом Морелло. Форменный идиотизм, но такой веселый. И способствующий посещению рок-концертов.

15. Гламур жив!

В том виде, в каком мы его знаем, гламур начался со стилистики r'n'b. Эти гладколицые девы с избыточным мейк-ап и розовым золотом во всех местах порядком изменили вкусы среднестатистической девушки. Стараться быть похожей на Пэрис Хилтон стало сначала модным. Потом – символом дурновкусия, даже для лохушек.

Но теперь пошла новая волна. Всему виной фруктоподобная Katy Perry, взорвавшая хит-парады порочными песенками Ur So Gay and I Kissed a Girl. Новая поп-жвачка угодила вкусу модных ночных девушек Нью-Йорка и их ненатуральных друзей, так что гламур снова на пике моды.

Тем более что в России мода на него среди штампованных поп-блондинок так и не успела пройти.

Источник: «Гуру КЕН»

10 Мая 2010 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий