Советы музыкантам от продюсера < Кейсы и документы < Арт-библиотека < Арт

Советы музыкантам от продюсера А. Шульгина

30 Августа 2010 г., изменено: 2 Сентября 2010 г., просмотров: 4194.
Продюсер А.ШульгинНе останавливайтесь на пути к успеху. В Америке есть такая шутка: «Значит вы – автор песен? И в каком ресторане вы работаете?». Многие авторы, которых сейчас знает весь мир, зарабатывали на жизнь совсем другими вещами, прежде чем к ним пришла известность в музыкальном бизнесе. Все это время находили время, чтобы двигаться по пути к авторскому успеху.

Понятно, что достаточно сложно работать полный рабочий день, поддерживать отношения с друзьями и родственниками, выполнять все обязанности, которые возлагает на нас повседневная жизнь, и вместе с тем, находить время и силы, чтобы писать песни. Но практически каждому автору, который сейчас достиг успеха, приходилось в прошлом совмещать все это.

Если вам не хватает времени, чтобы писать, посмотрите повнимательней, на то, как вы тратите время. Часы, проведенные перед телевизором, или в Интернет-чатах, или за компьютерными играми, можно потратить на работу над песнями. У кого-то вдохновение может просыпаться утром тогда можно встать на час раньше, и писать, пока никто еще не мешает, или наоборот, кому-то будут удобнее выделить час перед сном. Вместо того чтобы жаловаться, что вы не смогли найти время, чтобы поработать над песнями, лучше выясните, на что вы его потеряли.

Не стоит влезать в долги, рассчитывая, что вы сможете продержаться, пока вы внезапно не станете сверхуспешным автором; дорога к успеху, скорее всего, займет гораздо больше времени, чем вы можете ожидать. Реалистические прогнозы на будущее помогут вам сохранить правильную перспективу и не потерять надежду в ожидании настоящего прорыва.

Между тем, как у вас появилось желание стать автором супер-хитов и достижением этой цели, могут уйти многие годы. Желание достичь поставленной цели и оптимизм – очень важные вещи. Но когда какой-нибудь начинающий автор говорит, что его песня будет во всех хит-парадах и чартах в течение ближайшего года, можно только улыбнуться и сказать ему, что будем надеяться, именно так и случится. Шансы на это также невелики, как на то, что вас дважды ударит молнией в течение одного дня.

Умение писать эффективные песни достигается со временем, такое умение можно сравнить с развивающим учебным процессом. Это похоже на то, как ребенок учится ходить. Ведь для того, чтобы научиться этому, он должен овладеть многими навыками: сначала развивать мышцы, научиться сохранять баланс, научиться еще многому другому, чтобы все эти навыки привели его к первым неуверенным шагам. Некоторые из навыков невозможно изучить сразу – им требуется время, чтобы развиться. То же самое происходит и с авторами.

Советы, которые вы можете здесь найти, помогут вам. Но, если у вас нет исключительного везения, то дорога к успеху будет долгой, со многими препятствиями, разочарованиями и неудачами. Хочется надеяться, что раз вам теперь это известно, вы будете более терпеливы в процессе обучения. Некоторые ныне успешные авторы жили многие годы в состоянии депрессии от неудач, вместо того, чтобы рассматривать свою жизнь как путешествие по дороге к успеху. Существуют тысячи историй о необычайно успешных песнях, которые были записаны и стали хитами лишь спустя много лет после своего рождения.

Преодолевать препятствия на пути к успеху.

Существует неисчислимое количество песен, от которых артисты сначала отказались, но потом записали их и эти песни стали хитами. Иногда песня может быть отклонена, потому что она чуть меньше хороша, чем песни, написанные вашими конкурентами, или потому, что она не вполне подходит для конкретного проекта. Люди, которые ежедневно слушают десятки песен, могут допустить ошибку. Практически у каждого профессионала музыкальной индустрии есть истории (о которых он может и молчать), о том, что он не оценил одну или несколько песен, которые впоследствии стали хитами. Иногда ответ «нет» может обозначать, что вам надо проявить творческий подход и найти другие способы, чтобы вашу песню услышали. A&R какого-то артиста может не оценить песню, но она может понравиться артисту и продюсеру. Может быть, песню оценит директор артиста, или другой представитель компании. Не давайте отказу остановить вас. Возможно, стоит попробовать зайти через другую дверь.

Если бы умение писать хиты было простым и легкодостижимым, то каждый автор писал бы только хиты. Существует много препятствий, которые стоят между начинающим автором и успехом. Иногда самыми главными барьерами являются те, которые мы сами себе создаем. Именно их и труднее всего разглядеть.

Количество навыков, которыми должен обладать успешный автор, может показаться недостижимым. Необходимо не только знать структуры песен, технику написания текстов и мелодий, еще нужна настойчивость, готовность работать не покладая рук, знания по продюссированию демо, нужно найти издателя, узнать многое о музыкальном бизнесе, завести связи, найти единомышленников, и научиться продвигать свои песни.

Хорошие же новости заключаются в том, что вам не обязательно заниматься всем этим сразу. Составьте список ваших сильных сторон как автора. Включите в него ваши умения по написанию эффективных мелодий и слов, а также такие качества, как настойчивость, желание много работать и возможность профессионально вести авторский бизнес. Когда вы увидите ваши сильные и слабые стороны, изложенные на бумаге, вам будет легче выделить те сферы, на которых нужно сконцентрироваться. Можно выделить одну – две сферы, с работы над которыми нужно сконцентрироваться в первую очередь, потом таким же образом браться за остальные. Также важно разработать план, в котором будут поставлены ближайшие и долгосрочные цели. Не надо себе говорить: «Одна из моих песен станет хитом на всех радиостанциях через три месяца». Этого не произойдет, даже если вы вчера написали великолепную песню. Требуется гораздо больше трех месяцев, чтобы песня была записана, выпущена в коммерческий оборот и поднялась в чартах. Полезнее будет сказать себе, например: «Я буду писать по полчаса пять дней в неделю, особенно концентрируясь на повествовательных текстах, которые привлекут людей вне зависимости от их статуса, и которые будут идти прямо из сердца».

Обычно планы проще строить, чем их придерживаться. Если вам это будет тяжело, найдите со-автора, который поможет вам следовать по этому плану.

Обратите внимание на помехи, которые вы сами себе создаете. Проанализируйте, что вам мешает для достижения поставленной цели, что именно не дает вам потратить время на творческую деятельность и выработать какие-то необходимые навыки, и уничтожайте их одну за другой.

На начальных стадиях вашего развития как автора, лучше всего сконцентрироваться на оттачивании навыков и мастерства. Если вы пишете как минимум год, и у вас есть двадцать готовых песен, вам также нужно начать думать и о коммерческой стороне дела.

Один из основных навыков, необходимых для успеха в авторском бизнесе – это устойчивость перед лицом неизбежных отказов и связанного с ними разочарования. Авторов, которые воплощают свои мечты, от авторов, которые сдаются, отличает то, что они могут превратить свое разочарование от неудач в еще более сильное стремление к успеху. Существует, по крайней мере, тысяча причин, по которым вашу песню могут не взять. Если полученная реакция подразумевает, что вы написали сильную песню, но она не подходит данной компании или артисту, значит вы пока просто не нашли нужного места для своей песни. Но если вы постоянно получаете ответы, что песня не соответствует профессиональным стандартам, или что-то конкретное в ней нужно изменить, тогда вам нужно дорабатывать ее.

По приблизительным подсчетам, доход профессиональным авторам приносят только 5% песен, написанных ими, остальные 95% никогда не становятся коммерчески успешными. Интересно, что для того чтобы стать успешными, авторам с одной стороны нужно вкладывать всю душу в свои песни, а с другой – развивать чувство отстраненности от этих песен, для того, чтобы выдержать разочарование, которое подчас может быть опустошающим. Запомните: ваша ценность как личности не определяется уровнем коммерческого успеха, которого вы достигли как автор.

В результате разочарования некоторые авторы начинают злоупотреблять алкоголем или принимать наркотики или начинают вести себя как люди, обреченные на провал, что на время позволяет притупить страх и боль от отказа.

Вот правильные способы, которые позволяют справляться с разочарованием и становиться еще сильнее:

1. Научитесь извлекать урок из каждого события.

Спросите себя, можно ли найти что-нибудь положительное в этом отказе. Можно ли извлечь какой-то урок – может, что-то нужно изменить в этой песне, или в песнях, которые вы собираетесь написать, или в том, как вы ведете бизнес? Оставайтесь восприимчивыми к конструктивной критике.

2. Увеличивайте свою целеустремленность.

Одни из наиболее успешных людей в любой сфере – это те, кто использует каждую свою неудачу в качестве мотива, чтобы еще больше работать над достижением своих целей. Если вы говорите себе: «Я покажу, насколько хороши могут быть мои песни. Неважно, сколько на это уйдет времени, но я напишу настолько мощную песню, что ее не смогут отклонить,» – это гораздо продуктивнее, чем говорить: «Думаю, это доказывает, что я не способен писать песни. Я никогда не достигну успеха».

3. Реально оценивайте свои возможности.

Возможно, вам нужно произвести переоценку своих ожиданий. Может, ваши виды на будущее слишком завышены по отношению к той стадии, на которой вы сейчас находитесь как автор. Если вы пишете всего в течение 1-2 лет, в свободное время, нереально ожидать что ваши песни будут так же хороши, как те, которые были написаны профессиональными авторами, оттачивающими свое мастерство в течение многих лет.

4. Никогда не сдавайтесь (пока вы наслаждаетесь процессом).

Помните, что если пока вы не достигли какого-то конкретного проявления успеха, то мысль об этом не должна препятствовать достижению ваших целей в будущем.

Не каждый автор, который читает эти советы, увидит, как его песни поднимаются на вершины чартов. Некоторые увидят. Но каждый автор, который много работает, шлифует мастерство, оставаясь при этом восприимчивым к конструктивной критике, будет продолжать расти и улучшать свои навыки. Нахождение удовольствия в процессе написания песен, чувство удовлетворенности, которое приходит со знанием того, что вы передали ваши мысли так, что они нашли отклик в других сердцах, – это и есть успех. Счастливого вам пути!

Демо: общие сведения

Слово «демо» является сокращением от слова «демонстрация». Прежде всего, демо-запись призвана демонстрировать потенциал вашей песни. В идеале, демо должно быть таким, чтобы слушатель сразу мог понять, станет эта песня хитом или нет. Для того, чтобы показать собственные возможности, надо помнить, что разные типы песен требуют разных аранжировок. Невозможно сразу узнать, какая именно аранжировка лучше всего подойдет для вашей песни. Этот опыт дается только со временем. Ниже находятся советы, которые помогут вам сэкономить это время.

1. Как узнать, что ваша песня готова.

Всегда становится очень грустно, когда знаешь, что хорошо спродюсированная недешевая демо-запись песни никогда не будет опубликована и записана. Автор уже потерял время и деньги и по-прежнему продолжает их терять, потому что уверен, что его песня является потенциальным хитом в том виде, в котором находится сейчас. (По-видимому, количество денег, которое было потрачено на запись демо, прямо пропорционально нежеланию автора усовершенствовать саму песню, особенно, если друзья и родственники считают ее потрясающей).

Самый первый шаг на пути к записи демо заключается в том, чтобы быть уверенным в том, что песня полностью готова. Как вы можете быть в этом уверены? Задайте себе вопрос: «Могу ли я честно сказать себе, что каждая строчка текста и каждая часть мелодии являются настолько сильными и свежими, насколько я на это способен?» Если на этот вопрос вы можете ответить «да», можно двигаться дальше. Чтобы иметь возможность предоставить песню другим людям и, таким образом, объективно ее оценить, вам потребуется рабочая запись песни.

(Если у вас есть налаженные отношения с издателями, и вы доверяете их способности почувствовать потенциал вашей песни, вы можете предложить им прослушать рабочую запись). Но никогда не посылайте профессионалам музыкальной индустрии вашу запись, если она будет первым, что они от вас услышат. Если вы хотите, чтобы их первое впечатление было положительным, отправьте им хорошо спродюсированное демо.
Если вы пишете с кем-то вместе, спросите мнение ваших соавторов по поводу песни. Вы можете создать группу, которая будет отдельно оценивать песни друг друга. Если для этого использовать контрольный список вопросов, можно определить сильные и слабые стороны вышей песни и избежать при этом непродуктивных комментариев, типа: «Мне просто это не нравится» или «Песня звучит не как хит».

Возможно, вам придется переписывать песню и делать рабочую запись несколько раз, прежде чем вы решите, что песня готова для записи в виде демо. Не каждая ваша песня заслуживает того, чтобы вы потратили время и вложили деньги в запись ее демо. Большинство профессиональных авторов не записывают демо каждой песни, которую они пишут. Нужно понимать, что некоторые ваши песни нужно рассматривать как просто еще одну возможность усовершенствовать ваши навыки автора, но не как повод для записи демо.

2. Как определить что правильно для вашей песни.

Вы получили хорошие отклики на вашу песню и решаете записать ее демо. Теперь вам предстоит сделать следующий шаг. Нужно ответить себе на два вопроса: что потребуется для этой конкретной песни и сколько денег вы можете на это потратить. Успешное демо показывает слушателю, как может звучать песня, если она будет полностью спродюсированна. Разные жанры песен требуют разного количества инструментов и продакшна. Большинство профессионалов музыкальной индустрии считают, что для демо баллады достаточно профессионально записанной партии гитары или фортепиано и отличного вокала, в то время как запись быстрой песни нуждается в дополнительных инструментах. Это не означает, что демо баллада не выиграет, если записать ее с дополнительными инструментами или с целой группой, но это не так обязательно, как для демо быстрой песни. Если вы пишете быструю танцевальную песню, необходимо, чтобы демо этой песни содержало элементы, от которых слушатель захочет танцевать. Для такой песни, кроме других инструментов потребуется ритм-секция (бас и ударные).

Возможно, вам повезет и вы встретите представителя рекорд-компании или просто продюсера, у которого будет редкая способность определить потенциал песни, прослушав плохое демо. Но вы не должны забывать, что он будет ставить это демо артисту, директору артиста, другим представителям рекорд-компании, а многие из них своим друзьям и супругам. Один шанс на миллиард, что все они поймут какая у вас прекрасная песня, если вы предоставили ее на плохом демо.

3. Как избежать некоторых ошибок.

В начале карьеры многие авторы считают, что у них замечательные песни, поэтому их и так все смогут оценить, несмотря на низкое качество демо-записи. Но это не так.

Большинству профессионалов музыкальной индустрии, имеющим дело с рецензированием песен, приходит огромное количество демо, и у них ни времени, ни возможности рисовать в своем воображении как ваша песня зазвучит, когда над ней поработает хороший продюсер. Они либо слышат хит, либо переходят к следующему демо. Не забывайте, что кроме основной задачи вашего демо, которая состоит в том, чтобы песня была записана или опубликована, есть и еще одна важная задача. Поскольку авторов песен редко приглашают на запись песен в студии, ваше демо будет там вашим представителем. Демо поможет разделить с продюсером и артистом ваш взгляд на то, как именно должна звучать песня. Если вы считаете, что для песни важно определенное сочетание инструментов, особая струнная часть или вокальная гармония, нужно, чтобы они были включены в демо. Издатели, представители рекорд-компании, артисты и звукоинженеры не умеют читать мысли. Если элементы, важные, по-вашему, мнению для песни есть на демо, существует большая вероятность того, что они будут и на записанной песне, и наоборот, если вы не включили их в демо, то вряд ли конечный вариант песни будет их содержать.

4. Различие между демо песни и демо артиста.

Чтобы определить, какой уровень продакшна потребуется для вашего демо, вам следует определить, для какой цели оно будет записано. Если вы хотите, чтобы ваша песня была записана и в дальнейшем исполнялась другим артистом, вам необходима демо-запись песни. Если же его цель – показать вас как артиста, то вам необходимо демо артиста, и требования к такому демо будут выше. Обычно, вокал сводится громче на демо песни, чем на демо артиста (или на песне, которую вы можете услышать на радио). Это делается для того, чтобы слушатель мог четко услышать мелодию и слова.

На демо артиста музыкальность, чистота звучания и уровень продакшна в целом должны быть максимально приближены к тому варианту, в котором песня может быть опубликована. Тональность, интонации и способы передачи чувств должны быть на высшем уровне.

Многие талантливые артисты тратят тысячи долларов для записи демо. Зачастую получается запись, которая по качеству не отличается от демо–записи. Возможно, вам не стоит нести такие серьезные расходы, но помните, что если вам нужно демо, которое обеспечит вам как артисту рекорд–контракт, то вы должны предоставить демо, которое будет звучать как хит, без каких–либо скидок или оговорок.

Многие артисты любят говорить: «Вы бы слышали, как я работаю вживую…». Безусловно, хорошо работать на сцене очень важно для артиста, но в данном случае такой образ мышления неправилен. Поскольку то, что звучит по радио, и приобретается покупателем в музыкальных магазинах является записанным продуктом, представители рекорд–компании хотят слышать, как артист звучит в записи. Мало, какой артист может продемонстрировать все грани своего таланта без аккомпанемента группы и без того звучания, которое может быть получен только в профессиональной звукозаписывающей студии. Единственный случай, когда стоит использовать для демо концертную запись, это когда демо призвано обеспечить вам концертную работу.

5. Определение бюджета.

Стоимость продакшна демо-записи может быть достаточно высокой. Профессиональный автор на запись демо может тратить в год $10.000 и даже больше. Ваши начальные расходы будут, прежде всего, складываться из аренды студии, гонораров звукоинженера, музыкантов, вокалистов и расходов на пленку. Стоимость будет зависеть от послужного списка или качества всего вышеперечисленного.

Важно определить, сколько музыкантов вы собираетесь нанять, чтобы получить то, что вы слышите в вашей голове в виде записи. Это решение поможет вам определить, сколько дорожек нужно будет записывать в студии.

Гораздо дешевле арендовать студию с четырех или восьмидорожечной записью, чем студию, способную записывать тридцать две дорожки. В зависимости от вашего местонахождения, хорошая восьмидорожечная студия может обходиться в $15 за час вместе со звукоинженером. Если используется в основном компьютер, то получится еще дешевле. Стоимость студийного времени в лучших 32х-дорожечных студиях может превышать $200 за час. 24х-дорожечные студии в большинстве случаев обходятся дешевле: $50 за час, и такая студия будет вполне достаточна для записи должным образом спродюссированного демо.

Одна из обязанностей звукоинженера заключается в том, чтобы правильно записать на пленку звуки инструментов и вокал. Для этого нужно подобрать наиболее подходящие микрофоны и разместить их там, где они лучше всего смогут уловить эти звуки. Звукоинженер также управляет звукозаписывающей консолью и оборудованием, которое добавляет необходимые эффекты (эквализация, эхо, реверберация.) Кроме этого, в его обязанности входит сведение инструментов и вокала, так, чтобы каждый звук занимал правильное место по отношению к другим звукам.

Многие небольшие студии принадлежат и управляются звукоинженерами, которые включают стоимость своих услуг в стоимость аренды студии. Если у вас есть необходимость нанимать звукоинженера, попросите менеджера студии порекомендовать вам кого-нибудь, кто хорошо знаком с оборудованием в этой студии. Прежде, чем принимать решение, прослушайте образцы работы этого звукоинженера.

Стоимость работы звукоинженера может варьироваться от $10 до $100 в час, в зависимости от его профессионального уровня и послужного списка.

Для записи поп-, рэп- или танцевальных песен обычно достаточно нанять одного музыканта, который будет на синтезаторе программировать ударные, бас и партии клавишных. В зависимости от песни, вам может потребоваться еще и гитарист.

Может показаться, что воспользоваться услугами одного или двух музыкантов будет дешевле, чем нанять целую группу, но это не так. Программирование одной музыкальной зарисовки за раз может отнимать много времени. Профессиональные демо поп-песен стоят как минимум $400, а успешные профессиональные авторы могут тратить более $1000 за песню. Начинающий автор не может позволить себе тратить такие деньги на запись песни, если, конечно, его родители не олигархи. Безусловно, вы хотите представить ваши песни в наиболее выгодном свете, но пока вы не найдете издателя, готового оплатить ваши расходы на демо, или не начнете получать доход от ваших песен, не стоит тратить более $300 на песню. Отличные демо-записи баллад могут обойтись вдвое дешевле.

При планировании бюджета не забывайте о непредвиденных расходах. Когда Мерфи придумал свой знаменитый закон «Если неприятность может случится – она случается», он, наверно, в это время принимал участие в записи демо. Обязательно найдется вокалист, который не сможет уловить нужные созвучия, музыкант, которому потребуются дополнительные 20 минут, чтобы отточить соло, или звукоинженер, который случайно сотрет последнюю ноту вашей песни. Может потребоваться больше времени, чтобы объяснить музыкантам, что вы от них ожидаете. По мере того, как вы будете записывать ваши демо, у вас будет накапливаться опыт и появляться необходимые навыки для того, чтобы делать это профессионально.

Демо: записываем

Чем больше времени вы потратите на подготовку к записи демо, тем меньше проблем будет во время записи в студии. За 1-2 дня до записи перезвоните еще раз всем, кто будет в ней участвовать, и убедитесь, что все помнят к которому часу нужно прийти. Прослушайте несколько раз свою песню, запишите ваши идеи по поводу мелодии, чтобы с помощью этой записи иметь возможность как можно более подробно объяснить музыкантам, чего вы от них ожидаете. Для студийной сессии вам понадобятся: рабочая запись, таблатура, тексты песен, схема аранжировки, и четкое представление о нужной тональности.

Рабочая запись.

Рабочая запись – это предварительный, черновой вариант вашей песни. Ее задача – дать слушателю понять слова и мелодию. Для рабочей записи достаточно вокала и гитары (или фортепьяно), и она может быть записана на бытовой кассетный магнитофон. Рабочая запись не используется для продвижения песни. Единственные люди, которые ее должны услышать – это те, кому вы доверите посоветовать вам, что нужно изменить в песне. Если вы сами не умеете играть на музыкальном инструменте или петь так, чтобы этого было достаточно, чтобы правильно передать слова или мелодию, пусть кто-то другой сделает это за вас. Если вы нанимаете кого-то для рабочей записи, весь процесс не должен занимать более часа и обходиться от $0 до $50 за одну песню.

Никто не требует идеального вокального или инструментального исполнения на рабочей записи. Но важно, чтобы мелодия, аккорды и согласованность по времени были точными, потому что если вы решите, что песня готова для записи демо, именно рабочую запись музыканты будут слушать, чтобы выучить песню.

Таблатура.

Таблатура представляет собой запись аккордов, и она необходима музыкантам для того, чтобы понять, что они будут играть. Не надо путать два понятия нотный лист и таблатура, – это две разные вещи. Таблатура показывает аккорды для каждого такта песни, слова и ноты в ней не присутствуют. Нотный лист включает каждую ноту мелодии, а также соответствующие аккорды и слова. Музыкантам, которые будут записывать вашу песню, нотный лист не требуется.

Перед записью песни, напишите аккорды для каждой песни, или найдите кого-нибудь, кто сможет сделать это за вас. Для этого ему потребуется ваша рабочая запись.

После того, как таблатура записана, сделайте ее ксерокопии для всех музыкантов, звукоинженера, а также для себя и своих соавторов. Теперь вы можете двигаться дальше.

Выбор аранжировки.

К аранжировке песни относится такое сочетание ее частей, благодаря комбинации которых и получается песня. Например, песня может быть аранжирована следующим образом:

Вступление (8 тактов)

1й куплет

Припев

Проигрыш (4 такта)

2й куплет

Припев

Инструментальное соло (8 тактов)

Припев (дважды)

К другому важному аспекту аранжировки относится выбор инструментов, а также, в каких частях песни какие из них будут звучать. То есть, будет ли соло исполнено на электрогитаре или на синтезаторе, или будет ли звучание песни определяться клавишными или наоборот, гитарами. Вам не обязательно записывать какие-то конкретные ноты, по которым музыканты будут играть. Музыканты сами придумают свои партии, основываясь на таблатуре и на ваших пожеланиях.

Вам нужно пригласить самых лучших музыкантов, которых позволяет ваш бюджет. Хороший музыкант не только виртуозно исполнит свою партию, но он еще привнесет в нее то, что сделает всю песню более подходящей по звучанию для ротации на радиостанциях. Но для этого он должен знать, как, по вашему мнению, песня должна в итоге звучать.

Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы выразить, как вы представляете песню, все можно объяснить простым русским языком. Очень может помочь делу, если вы поставите музыкантам запись какой-то другой песни, в которой звучание или отдельные моменты похожи на то, как должна звучать ваша песня.
Если вы представляете, что какая-то конкретная музыкальная фраза должна присутствовать на записи вашей песни, обязательно включите ее в рабочую запись или напойте музыкантам. Вы можете сочинить такие узнаваемые музыкальные фразы заранее, либо попросить музыкантов наиграть во время вступления какие-нибудь запоминающиеся ходы.

Вот так может выглядеть запись аранжировки:

Вступление (8 тактов),

первые 4 такта – просто акустическая гитара (наигрывается запоминающаяся музыкальная фраза),

вторые 4 такта – вступает вся группа;

Первый куплет – кроме вокала – только гитара и иногда вступают клавишные,

Перерастает в припев;

Припев – играется на полную мощность + электрогитара с дисторшеном;

Проигрыш – 4 такта (также, как вторая часть вступления);

Второй куплет – в основном гитара, добавляется электрогитара;

Второй припев – еще мощнее, чем первый;

Музыка постепенно затихает (+используется музыкальная фраза).

Если музыканты задают вам вопрос по поводу аранжировки, используя специфические термины, которых вы не понимаете, попросите их наиграть это для вас. Также, если вам нужно услышать, как, предположим, будут звучать клавишные во втором куплете, пусть музыкант вам это сыграет. Часто кажется, что музыканты общаются на каком-то секретном языке. Слова вроде бы звучат знакомо, но вы не понимаете общего смысла. Если у вас возникают трудности в объяснении музыкантам, чего вы от них ожидаете, найдите среди них одного человека, который будет вашим «переводчиком». Расскажите ему, что вы с трудом понимаете технический жаргон. Пусть он объяснит вам слова, по поводу значения которых вы не уверены, и не стесняйтесь попросить группу сыграть то, о чем они говорят. Конечно, на это уйдет дополнительное студийное время, но вы в итоге получите опыт, который в последствии поможет вам тратить время в студии гораздо более эффективно.

Как выбрать правильную тональность.

От тональности будет зависеть, насколько низкими или высокими будут ноты в вашей песне. Спросите у вокалиста, который будет исполнять эту песню, в какой тональности он будет ее петь. У певцов нет какой-то одной тональности, в которой они поют все песни, выбор нужной тональности зависит от диапазона и настроения. Некоторые песни звучат лучше, если вокалист поет предельно возможные для него высокие ноты, другие песни более приятно слушать, если они исполнены низким голосом. Обеспечьте вокалиста копией рабочей записи, по крайней мере, за неделю до вашей работы в студии. Если вокалист не знает, как определить свою тональность, попросите его выучить песню и спеть ее. Спросите у музыкантов, какую ноту он поет первой, на ее основе музыканты смогут определить тональность.

Определить тональность необходимо перед тем, как вы напишите таблатуру. Пусть вокалист споет вам куплет и припев в той тональности, которую он выбрал (можно по телефону) – так вы убедитесь, что песня будет записана в нужной тональности.

Выбор между женским и мужским вокалом.

Во многих случаях решение такого выбора диктуется текстом песни. По его смыслу может явно следовать, кто должен исполнять песню. В некоторых случаях, песня одинаково хорошо подходит как для исполнения мужчиной, так и женщиной. Тогда можно записать два отдельных демо песни.

Записать одну песню в двух разных тональностях с женским и мужским вокалом обойдется дешевле, чем записать две песни. Если вы записываете песню с группой, то как только будет записана первая версия, музыкантам достаточно будет дополнительных 10 – 15 минут, чтобы сыграть свои партии в другой тональности. Если минус песни записывается с помощью синтезатора или компьютера, то потребуется всего несколько нажатий клавиш, чтобы поменять тональность.

Если ваш бюджет не позволяет нанять двух вокалистов, то имеет смысл остановиться на мужском вокале.
Разные исполнительницы записывают песни, демо которых записаны с мужским вокалом, но мужчины вряд ли будут записывать песни, которые исполняет девушка.

Демо: отсылаем

Допустим, вам необходимо выслать демо, записанное на CD или MC. Чтобы добиться нужного результата, необходимо соблюдение ряда правил, которые я приведу ниже. Эти правила помогут вам увеличить шансы на то, что ваша демо-запись будет прослушана.

Совет первый. Никогда не посылайте более трех песен, если вас специально об этом не попросили.

Люди, которые занимаются прослушиванием демо-записей, очень любят, чтобы гора присланных демо-записей как можно быстрее превращалась в стопку демо-записей, которые можно готовить к выпуску, остальные же отправляются в мусорное ведро. У людей, которые занимаются прослушиванием, как правило, просто не хватает времени на прослушивание всех присланных записей. Поэтому, если вы прислали демо с десятью песнями, а на чьем-то демо всего одна песня, то скорее всего предпочтение отдадут демо с записью одной песни. Просто есть такой психологический момент: люди, которые слушают записи, увидев демо-запись с одной песней, сразу подумают, что вы уверены в том, что посылаете именно ту песню, которая им нужна. Особенно это относится к тем случаям, когда песни высылаются для конкретного артиста. Вряд ли кому-то из тех, кто слушает записи, понравится вариант, когда присылается демо-запись с двадцатью песнями, но к диску прилагается записка: ‘Я уверен, что вам понравится как минимум одна из этих песен, поэтому выберите ту, которая вам нужна’. Нет, вы должны сами выбрать не более трех песен, в которые вы по-настоящему верите, тогда вы можете рассчитывать на успех. Если же вы еще не можете сделать это самостоятельно, значит, по их мнению, вы еще не совсем готовы.

Если вы все-таки высылаете диск, где записано более трех песен, то выделите те три песни, на которые вы хотите обратить внимание слушателя в первую очередь, и включите номера этих трех треков в ваше сопроводительное письмо и в листки с тестами песен. Скорее всего, если слушателям понравятся эти три песни – они обратят внимание на остальные.

И, пожалуйста, не забудьте снять целлофановую упаковку!

Совет второй. Ваши лучшие и наиболее коммерчески интересные песни должны находиться в начале диска.

Если у вас есть хорошая, быстрая песня, то лучше начать с нее. Потому что, если слушателю не понравится первая песня, то, вполне возможно, что прослушивание на этом и завершится. И не забывайте еще про один важный момент. Если вы посылаете кассету, то вам необходимо разместить все песни на одной стороне и обязательно пометить эту сторону.

Совет третий. Никогда не посылайте ваш единственный мастер.

Этого не стоит делать ни при каких обстоятельствах, потому что больше вы свой мастер никогда не увидите. Кроме того, не очень то этично, взваливать на слушателя ответственность за ваш мастер.

Совет четвертый. Всегда перематывайте кассету на начало первой песни.

Вряд ли вам бы хотелось, чтобы человек, который прослушивает вашу запись, слушал ее в плохом настроении. Но перемотка вашей кассеты неизбежно вызовет его раздражение и трату ценного времени. Так же вспомните о том, что у большинства кассетных дек есть функция автоматического поиска, поэтому, когда вы делаете копии, оставляйте паузы в четыре секунды между песнями, чтобы слушателю было проще найти следующую песню.

Совет пятый. Обязательно отправляйте напечатанный листок с текстами песен.

От этого листка зависит многое. Он, как будто сообщает слушателю, что вы серьезно относитесь к поставленной задаче. Некоторые, безусловно, не смотрят тексты песен, когда слушают их, но таких меньшинство. Вообще чтение текстов во время прослушивания позволяет слушателю увидеть песню в целом, понять ее структуру, изложенную на бумаге. Ноты песен вместе с демо-записью не посылаются. По нотам довольно трудно увидеть структуру песни, кроме того, многие профессионалы музыкальной индустрии не владеют нотной грамотой. Возможно, ноты понадобятся тогда, когда продюсер захочет записать вашу песню, а вы в свою очередь хотите быть уверенны, что запись будет произведена в полном соответствии с вашей мелодией.

Когда вы печатаете листки с текстами песен, разделяйте текст и помечайте каждую часть песни в ее верхнем левом углу (куплет, припев, переход и пр.) Не печатайте слова сплошным текстом. Расположите их так, чтобы строки заканчивались рифмами, так чтобы сразу можно было увидеть структуру рифм и песни в целом.

Совет шестой. Поставьте знак охраны авторского права.

Это делается так: © Александров Л.В. 2003. Знак охраны авторского права ставится внизу листка с текстом и на кассете или диске. Технически, это не является необходимостью, но если такой знак стоит, это оповещает всех, что ваша песня защищена, вне зависимости от того, зарегистрирована она или нет.

Совет седьмой. Сопроводительные письма должны быть лаконичными и по существу.

Не надо расхваливать свои песни, пусть музыка говорит сама за себя. Грамотная подача произведет больше впечатления, чем, например, такие фразы: ‘ Я знаю, что эти песни – настоящие хиты, потому что они лучше того, что я когда-либо слышал по радио’ или ‘Я уверен, что мы с вами заработаем много денег, если вы издадите мои песни’. Избегайте искушения рассказать историю своей жизни. Не стоит объяснить, что вы неизлечимо больны, что вы единственная опора семьи и кормилец десятерых детей, и, если ваши песни не будут записаны, то дети останутся бездомными и голодными. Не надо ничего выпрашивать, заниматься мелким шантажом, извиняться и показывать малейший намек на отчаянье. Все это, прежде всего, покажет вашу неуверенность в ценности ваших песен.

Что должно из себя представлять сопроводительное письмо:

1. Письмо должно быть адресовано конкретному представителю компании.

2. Письмо должно указывать цель, которой вы руководствуетесь при отправке демо-записи: нужен вам издатель, продюсер или рекорд-контракт. Укажите, хотите ли вы, чтобы слушатель обратил особое внимание на продакшн, на ваш вокал, на вашу группу или именно на вашу песню. И обязательно сообщите предназначается ли песня для какого-то конкретного артиста.

3. Перечислите все ваши профессиональные заслуги, в соответствии с вашей целью. Если вы хотите, чтобы ваша песня была издана, то перечислите другие изданные песни, назовите ваши победы в конкурсах и пр. Если вы исполнитель и отсылаете демо-запись, как артист, то избегайте соблазна перечислять сомнительные достижения, как, например: ‘Я выступал в том же клубе, что и (имя ’звезды‘)’. Но зато вы можете рассказать, что именно вами движет, что вас вдохновляет. Главное, пишите кратко, излагайте реальные факты и не лгите.

4. Если вы отправляете песню для исполнения ее другим артистом, то сообщите ваши мысли о том, какому именно артисту, по вашему мнению, подходит эта песня для исполнения.

5. Перечислите отправленные песни и имена их авторов в том же порядке, в котором они идут на кассете или диске. Листы с текстами должны идти в том же порядке, что и песни на демо-записи.

6. Поблагодарите сотрудников, которым вы направляете письмо за внимание и то время, которое они потратят на прослушивание вашей демо-записи. Не забудьте сообщить свой адрес, телефон, e-mail и адрес сайта, если он у вас есть.

Совет восьмой. Попрощайтесь навсегда с вашей кассетой или диском.

Сделайте это, потому что больше вы никогда их не увидите. Демо-записи обычно не возвращаются, даже если вы прилагаете конверт с маркой и обратным адресом.

Совет девятый. Ваше имя, адрес и номер телефона должны быть указаны на кассете или диске, на вкладыше в коробку кассеты или диска, и на каждом листке с текстом песен.

Казалось бы, это вполне очевидное правило. Но почему-то его постоянно не соблюдают. Дело в том, что когда демо-запись слушается в офисе, в машине, дома, очень просто оставить коробку, кассету и тексты в разных местах.

Не забывайте, что ваша демо-запись представляет вас многим профессионалам музыкальной индустрии. К этому стоит отнестись серьезно, ведь это ваше резюме при приеме на работу. Оно должно хорошо выглядеть, оно должно быть правильно написано и оформлено. Ведь есть много других соискателей вакансии. Профессионалы хотят получить лучших, поэтому будьте лучшим!


Источник: http://www.shulgin.com/become_a_star/what_to_do/demo_step1/


30 Августа 2010 г., изменено: 2 Сентября 2010 г.

Комментариивсего: 3

раскрыть комментарий
Антон#20.04.2015 12:46
Спасибо за полезные советы)

Недавно взял себе гитару Hohner на http://orangemusic.com.ua/ . Сам только учусь играть. Посоветуйте пожалуйста какие-то простые аккорды.
цитировать
раскрыть комментарий
Катя#22.01.2017 17:32
По-моему давно уже весь материал принимают исключительно по электоронной почте. И почему советы написаны так, как будто автор музыкой начал заниматься только вчера. А если он сам профессиональный музыкант, что тогда?
цитировать
раскрыть комментарий
Катя#22.01.2017 17:33
По-моему давно уже весь материал принимают исключительно по электоронной почте. И почему советы написаны так, как будто автор музыкой начал заниматься только вчера. А если он сам профессиональный музыкант, что тогда?
цитировать
Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий