Хом, свит хом. В прокат выходит < Рецензии < Арт-библиотека < Арт

Хом, свит хом. В прокат выходит альманах Аскара Бисембина «Наурыз»

13 Марта 2017 г., просмотров: 992.

16 марта в казахстанский прокат выйдет альманах Аскара Бисембина «Наурыз» — праздничный капустник, который, как и положено аттракциону, фильм до неприличия добрый и светлый и укомплектован звездами разной величины.

Аскар Бисембин предпочитает возделывать свой огород на скудной ниве казахстанского жанрового кинематографа, аккуратно обходя келинок и бандитов. Выпустив один собственный проект и два совместных (с Асель Садвокасовой), Бисембин зарекомендовал себя крепким мастером комедийно-мелодраматичного толка. Полтора года назад Аскар сел в режиссерское кресло трехчастной серии «Наурыз» — детища новой отечественной продюсерской компании SG. За неделю до широкого проката первую часть серии презентовали светской и киножурналистской публике.

«Наурыз» — это альманах, стиль повестования для нашего кино новый и, что скрывать, непростой: множество локаций, множество актеров и множество сюжетных линий, которые нужно связать между собой одной темой. Тема, которой связан альманах Бисембина, уже заявлена в самом названии. Действия всех пяти новелл сборника происходят в разных городах Казахстана, но в одно время. В отличии от кинодеятеля из соседней страны, который шесть лет подряд тоже выпускает на экраны альманах, связанный одной темой, Бисембин все пять историй снял сам. Это больше роднит «Наурыз» с «Реальной любовью» Ричарда Кёртиса – режиссерским дебютом британского сценариста, снятый в 2003 году, – чем с альманахом кинодеятеля из соседней страны.

Сам Бисембин никаких сравнений не боится.

«Главное, в сравнениях не проиграть», — заявил он на пресс-показе фильма, который прошел в «Kinopark 11 (Есентай) IMAX 3D».

И не проиграл.

«Наурыз» призван убедить если не всех, то тех, кто готов согласиться, что праздники – самое магическое время, неважно, на весну или на зиму они приходятся. Ради этого Бисембин объединяет вымышленные истории из жизни нескольких пар упаковкой сувенирных браслетов, якобы исполняющих желания. Свои магические свойства браслеты случайно получают в аэропорту – в месте, где все всегда вперемешку. Свойства эти, вообще-то, предназначались неудачливой футбольной команде, но старенький баксы, проводивший обряд, не рассчитал своих сил.

А затем начинается довольно прихотливое, а временами виртуозное, чередование самых разных случаев – от совсем комичных до драматичных. Бисембин не теряет интонации абсолютной симпатии и редкостного добродушия, рассказывая о переживаниях своих героев. Например, о запоздалом чувстве двух аташек из Алматинской области к одной медсестре (в этой новелле снялись Саят Мерекенов, Анатолий Креженчуков и Данагуль Темирсултанова), или о непостижимой стеснительности студента-отличника в отношении к однокурснице, или о почти нерельной ситуации, в которой оказался молодой аким поселка Ынтымак.


Там, где был бы вполне уместен сарказм, Бисембин старается смикшировать так и просящуюся на экран издевку над порой анекдотичными характерами. Показательна в этом смысле новелла про акима, год пролежавшего в коме. Режиссер не стал развивать тему о казахстанском чиновничестве, проводящем в коме большую часть жизни, а пригласил зрителей посмеяться над нелепой ситуацией: из-за действия магического браслета аким из комы вышел, но уверен, что пролежал всего ночь. Беспокоить его нельзя, поэтому его бывший заместитель (который за год сам стал акимом) вместе с дочерью своего начальника (которая за года стала его невестой) и односельчанами решают скрыть от восставшего из небытия бастыка все приметы прошедшего года. Это самая смешная новелла в альманахе, в ней снялись Алдабек Шалбаев, популярные певцы Кентал и Мурат Омаров и Жанаргуль Жаныаманова.

В то же время Бисембин пытается избежать и греха излишнего мелодраматизма, наполняя все-таки комичными элементами трогательные сюжеты. Например, о молодом американце, который приехал в Шымкент для того, чтобы повидать свою невесту, работающую на телеканале. К сожалению, адреса невесты он не знает и вместе с таксистом Бериком колесит по гостеприимным шымкентским домам в поисках информации о любимой. Эта новелла – любопытное антропологическое исследование, ироничный и теплый взгляд на казахские обычаи. В новелле снялись Саттар Ерубаев, Екатерина Дзвоник и Данил Волковинский.

Если уже прорываюся слезы сквозь незлобивый смех, то только украдкой, как у героини Жанар Дугаловой. Красавица радиоведущая узнала о том, что любимый человек ее обманывал и расплакалась прямо в такси, которое ездило за ней весь день. Таксист повсюду попадался девушке на глаза, но в подходящий момент не смог найти правильных слов, и красавица прогнала его. В этой новелле, самой романтичной в сборнике, вместе с Жанар Дугаловой снялся Берик Айтжанов.

Молодой аудитории, несомненно, понравится новелла про астанинских студентов. Самому популярному парню курса Жану грозит отчисление, если он за неделю не сдаст восемь экзаменов. За помощью он обращается к самому умному парню курса Алексу,обещая взамен устроить тому свидание с девушкой, в которую Алекс безнадежно влюблен. Все пошло бы по плану, если бы не одна случайная фотография. В этой новелле снялись Антон Зайцев, звезда «Районов» Шарип Серик и популярный вайнер Женис Омаров.

Как бы не развивались перепитии каждого сюжета, радость победит печаль, а магия праздника восторжествует повсюду. Главное, что удалось Аскару Бисембину в первой казахстанской предпраздничной истории – не так уже часто встречающееся ощущение искренней приязни к показываемому на экране, добрые и милые чувства по отношению ко всем персонажам, каждый из которых оказывается достоин зрительской любви. Это кино — про любовь, которая объединяет людей, про праздник, который объединяет народы, про магию «милого дома», данную нам в ощущениях, которая понятна на любом конце земли.

Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»
  
13 Марта 2017 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий