Геометрия души. В Алматы проходит < Артновости < Арт

Геометрия души. В Алматы проходит выставка арабской каллиграфии

30 Января 2017 г., просмотров: 1609.

Каллиграф Асылбек Урынбасаров представил в Алматы первую персональную выставку, посвященную искусству арабского письма. В экспозицию «Каллиграфия – поэзия линий» вошли 27 оригинальных работ и еще 160 демонстрировались на большом экране в виде слайд-шоу.

Урынбасаров – единственный профессиональный каллиграф в Казахстане, блестящие образцы его работ можно увидеть на многих мечетях. Своему искусству Асылбек учился в Египте и Турции, и постоянно совершенствует его в собственной студии.

«У каждого человека есть стремление к эстетике. Есть внутри маленькое зернышко, которое делает его неравнодушным к красоте. Я нашел эстетику в каллиграфии. Вся сущность арабского письма отпечаталась в моей ДНК: это моя религия, моя культура», — рассказывал о своем увлечении Урынбасаров на открытии выставки, которое состоялось 28 января Almaty Towers.

Инициатива организовать выставку принадлежит ученице Арынбасарова Айгуль Аубакировой.
«Я соприкоснулась с такой красотой необыкновенной, и решила сделать ее доступной для всех», — поделилась Аубакирова. Вместе с известным журналистом Ольгой Власенко и при помощи мусульманской общины они нашли помещение, оборудовали экспозицию.

«Выставка даст возможность зрителю познакомться с очень интересной эстетикой. Арабские художники нашли интересный способ отображать красоту мира через восхваление его создателя», — отметила Ольга Власенко.

Слово «каллиграфия» (kalligraphía) имеет греческое происхождение и переводится как красивый почерк. Происходит «каллиграфия» от двух слов: kallós – красота и grápho – пишу.
 
Арабская каллиграфия заключает в себе религиозно-символическую идею священного характера письма. Не случайно ее называют единственной в исламском мире сакральной иконографией и как зримое воплощение слова – божественного разума – самым арабским из пластических искусств.

«Я всегда провожу параллель с христианской иконографией. В нашей религиозной традиции запрещено рисовать, но мы рисуем буквами. В каллиграфии есть множество орнаментально-ритмических композиций. В сочетании с геометрическими и растительными узорами каллиграфия становилась частью книжной миниатюры. Как часть архитектурного убранства, выполняла декоративную и изобразительную функции. Но каждое сочетание несет слово Корана, зрительно его воплощает», — говорит Урынбасаров.

Буквы арабского алфавита имеют свои законы начертания, в значительной мере обусловленные стремлением к красоте почерка, к гармонии его линий и форм. Пожалуй, нигде в мире письменность не получила такого эстетического значения, как в исламском искусстве. Артистизм исполнения букв требует особого таланта, достигается длительным упражнением и навыком, накопленным годами. Здесь ценится не быстрота письма, а художественные качества его исполнения. Каллиграфии как виду искусства придается также этическое значение: «чистота письма» считается признаком «чистоты души». Древнегреческий математик Эвклид, чьи работы дошли до нас в арабских переводах, называл каллиграфию «геометрией души».


«Я всегда говорю: каллиграфия – это наука, искусство и философия. Но это еще и медитация. Невозможно правильно написать букву, находясь в смятенном состоянии, взбудораженном или угнетенном. Нужно достичь равновесия. Я всегда молюсь перед тем, как взяться за калам. Каждая буква – это разговор с Аллахом, если нет времени, если я тороплюсь, то и не сажусь писать», — делится мастер.

Урынбасаров свободно работает в пяти академических стилях каллиграфии: «куфи», «сульс», «насх», «рика» и «диуани». Но больше предпочитает «сульс» и «насх». Эти шрифты имеют ровные, красивые очертания букв, ими обычно пишут Коран и другие религиозные тексты.

«Каждый шрифт – это этап становления исламской культуры. «Куфи» возник первый, в ранее средневековье, в суровые времена, когда люди больше проводили времени в седле. В это же время начала складываться исламская архитектура. Поэтому он угловатый, геометрический, прямолинейный. Его создание приписывают зятю пророка Мухаммеда алифу Али ибн Абу-Талибу. Им обычно расписывают изразцовые крипичики, которыми выкладывают затем стены мечети. «Сульс» возник позднее, уже в период расцвета исламской культуры. Он округлый, мягкий, как будто разнеженный. Стилей существовало намного больше. Свой стиль был у мамлюков, у моголов, у тимуридов, но все они исчезли, потому что ими перестали использоваться. Они умерли, как забытые языки. Остались 5-6, которыми пользуются полтора миллиарда мусульман во всем мире», — объясняет Асылбек.

В каллиграфии не существует мелочей: важны чернила, бумага, калам. Урынбасаров сам чернила не изготавливает, но покупает именно сделанные вручную, из натуральных компонентов. Основные цвета, которые он использует – черный и коричневый, но в работах мастера можно встретить и золото, зеленый, красный, синий цвета. Одинаково точно пишет на бумаге ручного приготовления и на фабричной. Использует традиционный бамбуковый калам:

«Написать бамбуковым каламом на ручной бумаге хотя бы букву – это экстрим. Шероховатость ручной бумаги и консистенция ручных чернил – совсем иная, чем у фабричных. А бамбуковый калам в неумелых руках только кляксы поставит, все учатся на металлических».

Стоит отметить, что выставка носила светский характер. В ее рамках прошел благотворительный аукцион, лекции об истории каллиграфии и семинары по селективной парфюмерии. Их провел доктор химических наук, профессор Дияс Мырзакожа.

Проработает выставка «Каллирафия – поэзия линий» до конца февраля.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий