Высокий штиль. В прокат выходит < Рецензии < Арт-библиотека < Арт

Высокий штиль. В прокат выходит «Дама пик» Павла Лунгина

16 Ноября 2016 г., просмотров: 396.

17 ноября в казахстанский прокат выходит психологический триллер «Дама пик» — фильм, в котором Павел Лунгин произвел ревизию всего своего режиссерского наследия.

Вольную экранизацию мистической пушкинской миниатюры «Пиковая дама» и блестящей оперы Петра Чайковского «Дама пик» Павел Лунгин планировал снять еще в начале 2000-х для международного рынка. Сценарий к тому фильму писал лауреат премии «Оскар» за «Король говорит!» Дэвид Сайдлер, на главную роль метила Ума Турман, а на роль загадочного покровителя пиковой дамы Рэйф Файнс. Однако финасирование проекта затянулось, а тут и Даррен Аронофски вылез со своим «Черным лебедем», и «Дама пик» была «бита». Аронофски в своем фильме исследовал отношения художника с его искусством, показывая, что одержимость творчеством может и с ума свести, и помочь создать шедевр. Примечательно, что «Черный лебедь» тоже строится вокруг постановки Чайковского (правда, не оперы, а балета). Лунгина же с Пушкиным интересуют совсем другие вещи, к творчеству и профессионализму не имеющие никакого отношения. Однако прямые аллюзии с картиной Аронофски не позволили Павлу Семеновичу снять свой фильм в Голливуде.

Для российского зрителя сценарий переписывал драматург Валерий Печейкин. Собственно, сюжет в подробном пересказе не нуждается. Оперная прима София Майер (Ксения Раппопорт), после 25 лет эмиграции, возвращается в Россию для того, чтобы поставить «Пиковую даму». Когда-то она блистала в партии Лизы, теперь же Лизу она не тянет (потому как давно уже не сопрано, а меццо-сопрано). Поэтому себе она оставляет Старую графиню, а партию Лизы отдает своей племянице-тихоне, тоже Лизе (Мария Курденевич). Племяница, даром что серая мышь, к тетке испытывает лютую ненависть и не пытается ее скрывать. Есть у Лизы придурошный дружок, молодой тенор из театра Андрей (Иван Янковский). Андрей вбил себе в голову, что непременно должен спеть Германа. Опытная София относится к таким потугам скептически, ее даже не тронула чудесная история обретения Андреем голоса. Однако Андрей сдаваться не намерен и решает стать Германом во плоти: сыграть в казино в «фараона» и отгадать три заветных карты. 

Павел Лунгин всегда удивлял своего зрителя жанровыми, смысловыми и стилевыми новациями. «Такси-блюз», «Свадьба», «Олигарх», «Царь», «Остров» — фильмы настолько непохожие и разные, что впору вменить Лунгину непонимание того, что он сам творит. Но если присмотреться, то все они окажутся до однообразия схожими. В каждом из них герои живут в условном пространстве, но настоящими страстями. Главный герой обязательно оказывается человеком исключительным и одаренным, погибающим от своего рокового таланта. Страсти, метания и одержимость Петра Мамонова в «Такси-блюз», «Царе» и «Острове», дичайшая азиатчина в «Луна-парке», «Царе» и «Острове», назойливая музыкальность «Дирижера», «Линии жизни», «Луна-парка» — каждая работа Лунгина в свое время становилась событием и сюрпризом, но каждая говорила об одном и том же: исключительная одаренность – страшная сила и божий промысел. Тот, кто дал, всегда может забрать свое обратно или же спросить потом: а как ты пользовался моим даром?


Новая картина Лунгина «Дама пик» является ремиксом всех его фильмов. Его действие разворачивается сразу на двух подмостках. На подмостках музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, где София Майер ставит свою оперу, и на подмостках города Москвы. Фантазийный город, придуманный балабановским художником-постановщиком Павлом Пархоменко, являет собой калейдоскоп страстей и пороков: псевдо-античные дома, в которых живут загадочные Олигархи (Игорь Миркурбанов), подпольные казино в подвалах супермаркетов, офисы кавказской мафии в автосервисе, хипстерские студии, в которых живут нищие певцы. Условность жизни современного мегаполиса прекрасно сочетается с условным миром оперы. Точно также, как его героиня Майер упаковывает в авангардные минималистские декорации богатейшую фактуру классической русской оперы, так и сам Лунгин встраивает в конструкцию триллера классические мотивы русской литературы. Слава и богатство, талант и бездарность, любовь и ревность, гений и злодейство, азарт, случай, игра – все эти нафталиновые темы на фоне призрачной, условной Москвы смотрятся остро и живо. В сложном пространстве фильма прекрасно уживаются старомодный психологизм русской драмы и остромодность кровавого триллера, а классическая музыка аккомпанирует нынешней российской реальности.

Актриса Ксения Раппопорт уже играла певицу у Кирилла Серебряникова в «Юрьевом дне». Звезду питерского Малого драматического театра – Театра Европы часто можно увидеть в европейском арт-хаусе, ее хорошо знают и итальянские театралы. Везде Раппопорт играет тихих интеллигентных женщин. София же Майер, безусловно, фам-фаталь, талантливая красавица, живущая вне морали. Раппопорт великолепно удались все грани этого персонажа. Ее София – и величавая примадонна, и обольстительная красавица, совратившая молодого актера, и несчастная игроманка, промотавшая состояние в казино, и ведьма, подчиняющая себе людей не только на сцене, но и в жизни. Словно Кащей Бессмертный, тщательно прятавший свою смерть, София возит с собой кукол в образах из всех ее спектаклей. Это ее жизнь, в каждой кукле кусочек ее жизни. Такими же куклами для нее являются и люди. Частицей своей ведьминской силы она поделилась с племяницей Лизой в качестве оплаты того, что когда-то испортила жизнь ее матери. Но взамен забрала у нее Андрея и сделала его своей куклой. София Майер –воплощение того самого гения, что граничит с злодейством, который так интересовал Пушкина в «Пиковой даме».        

Актер в третьем поколении Иван Янковский Раппопорт, конечно, проигрывает. Он явно не справляется с той порцией безумства, которая пришлась на долю Германа, но играет свою роль с полной самоотдачей. Некая угловатость, спесь и сумасбродство присуще, видимо, самому Ивану, потому что во всех своих ролях внук Олега Янковского являет зрителю самоуверенного и эгоистичного типа.

В общественном сознании выше оперы искусства нет. Вера в высокий «штиль» царит на всех уровнях этого сознания. Проведя ревизию собственного творчества (сказалось, видимо, то, что режиссер уже много лет живет в Париже), Лунгин мог бы снять разудалый китч. И опера, как никакое другое искусство, близко к нему, и фильмы режиссера, все как один, играют на грани хорошего вкуса и китча.

Вместо этого «Дама пик» — очень выверенное кино, собранное, бодрое, цепляющее, позволяющее наслаждаться высококлассной актерской игрой и действием. Настоящий образец высокого штиля в кинематографе.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»
16 Ноября 2016 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий