Скромненький синий платочек. < Артновости < Арт

Скромненький синий платочек. В музее имени Кастеева проходит юбилейная выставка Ольги Кужеленко

15 Августа 2016 г., просмотров: 980.


С конца июля в залах музея искусств имени Кастеева развернулась большая юбилейная выставка Ольги Кужеленко, посвященная 105-й годовщине со дня рождения этой казахстанской художницы. Экспозиция под названием «Энергия творчества» объединила более 40 работ, написанных Кужеленко на протяжении полувековой творческой жизни. Эти 50 лет вместили в себя самые бурные годы казахстанской истории, прилежным летописцем которых и стала Ольга Дмитриевна, приехавшая в республику из Днепропетровска в 1934 году.

«Классик социалистического реализма», «человек, стоящий у истоков становления изобразительного искусства Казахстана», «неутомимая труженица» — за этими энциклопедическими определениями стоит судьба, характерная для всех художников Центральной России и Украины, решивших, в силу разных причин, в начале 30-х годов прошлого века связать свою жизнь с далекой степной республикой. Кто-то искал спокойного места для работы, вдали от накачанных политическими и экономическими событиями культурных центров: Москвы, Киева, Одессы, Харькова, Санкт-Петербурга. Кто-то, предчувствуя надвигающиеся изменения, решил не искушать судьбу и заранее застолбить место в тихой гавани бывших национальных окраин. Кому-то уехать «настоятельно рекомендовали». Надо отметить, что благодаря этому в крупных, на тот момент, казахстанских городах: Алма-Ата, Караганда, Чимкент, сложилась уникальная культурная среда, под влиянием которой отечественное изобразительное искусство живет до сих пор.

Какая именно причина подвигла 23-летнюю слушательницу художественных курсов Олю Кужеленко переехать из Днепропетровска в Чимкент – сегодня сказать трудно. Проработав в Чимкенте три года, девушка приезжает в Алма-Ату и активно включается в художественную жизнь города. Она посещает студию Александра Риттиха, а затем поступает в художественно-театральное училище.

Вопрос влияния украинской художественной школы на становление казахстанского изобразительного искусства еще ждет своего исследователя. Близость к европейским центрам, сильное влияние либерализма и большая степень свободы, которой пользовалась украинская интеллигенция, делали творческую и интеллектуальную среду Украины намного богаче и разнообразней, чем в Центральной России, а среднестатистического зрителя и посетителя выставок – просвещенее. Украинские художники не только творчески переосмысляли в национальном ключе европейские живописные традиции, но и смело использовали новые течения и тенденции западного изобразительного искусства.

Так, Александр Риттих — воспитанник венской художественной школы, крепкий классицист, в украинский период своего творчества тяготел к символизму Блеклина, Франца Штука, Эдварда Мунка, и приемы классической живописи в его работах отошли на второй план. Вынужденно переехав в Казахстан, Риттих, так же вынужденно, провел ревизию своего творчества, оставив за бортом все приметы юнгштиля. Классическая живопись с ее строгостью линий и форм, световоздушной средой и колоритом, и реализм в его «махровом» передвижническом понимании стали главными приемами Риттиха. Виртуозное владение этими приемами Александр Александрович и передал по наследству своим ученикам. Ольга Кужеленко овладела этими приемами в совершенстве.


На протяжении своей долгой творческой жизни Ольга Дмитриевна отдала дань всем жанрам изобразительного искусства.
В 1930-е годы – это индустриальные композиции. В 1950-е годы – появились работы, посвященные целине, сюжетам из колхозной жизни.

С конца 1950-х основное место в работе Кужеленко занимают портрет и натюрморт. Особенно привлекательны образы творческой элиты, которые дают возможность живописцу показать индивидуальную красоту артиста, уникальность его таланта, национальные и сценические костюмы, зафиксировать ускользающие от современников приметы времени. Так, самый известный портрет прославленной казахской певицы Розы Баглановой принадлежит кисти Кужеленко.

Натюрморты Кужеленко — калейдоскоп настроений, состояний, возрастных коллизий, поисков даже в последние годы жизни. Они возводят в ранг уникальности мир простых чувств и истин, мир суетной повседневной жизни. Безыскусные сюжеты компенсируются в них бережной констатацией каждого предмета, каждой детали интерьера. Бесстрастный взгляд документалиста, фиксирующего приметы и интерьер ушедших эпох, эстетические приоритеты разных поколений оказывается искренним, доверчивым и трепетным.

Не секрет, что Ольга Кужеленко создала живописную летопись своей семьи. Все предметы на натюрмортах – это личные вещи ее и ее супруга, художника Леонида Леонтьева. Наверное, поэтому картины Кужеленко, написанные в 60-80-х годах, создают необыкновенный эффект присутствия обитателей дома, они пропитаны радушием и теплом, любовью художницы к своему тихому мирку. Сложно сказать, была ли Ольга Дмитриевна знакома с работами «староголландцев», но стремление к идеализации окружающей жизни, к поэтизации милого женскому сердцу быта, предметов, хозяйственных хлопот тоже отражают желание создавать вокруг себя душевную, человечную жизнь.   

Одним из шедевров творчества Ольги Кужеленко считается «Натюрморт с платком». В беспокойной игре контрастных цветов, холодного ультрамарина с пылающим розовым, чувствуется влияние Эль-Греко, одного из любимых художников Кужеленко. Благодаря насыщенным краскам, скромный синий платок из простенького сюжета, заполняет собой все пространство картины, превращаясь в атрибут искусства. Избыточная декоративность здесь – повод продемонстрировать виртуозное мастерство художника.

Ольга Дмитриевна Кужеленко скончалась в 2001 году, прожив долгую жизнь. В ее произведениях живет образ яркой, духовно насыщенной творческой личности, запечатленной на протяжении 70 лет.

Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий