В Алматы открылась выставка < Артновости < Арт

В Алматы открылась выставка «русского Моне»

13 Июня 2016 г., просмотров: 1145.

Весь июнь в государственнном музее искусств имени Кастеева будет проходить выставка «Архип Куинджи и его ученики». Она покажет коллекцию русских пейзажей из фондов музея.

Еще при жизни Архип Куинджи заслужил славу «неожиданного» художника. Расцвет его творчества пришелся на 70-е годы XIX века. Александр Бенуа называл Куинджи «русским Моне», отмечая, что художник привнес в русскую пейзажную живопись «прелесть самой краски». До Куинджи картины академического и передвижнического лагеря, за редкими исключениями, были пестрыми, безвкусными изделями или тусклыми, блекло раскрашенными рисунками.

«Куинджи открыл законы вибрирования краски, ее звона, заставил художников перестать относиться к палитре, как к какому-то едва ли нужному придатку», — писал Бенуа.

Будучи учеников Айвазовского, Архип Куинджи долое время считался его усовершенствованной копией. Темами его работ раннего периода были приморские деревушки, морские закаты, шторма и бури. Однако уже в этих работах чувствуется интерес художника к эффектам лунного и солнечного освещения.

Настоящую славу Куинджи принесла знаменитая «Березовая роща». Подкупающая прелесть той картины с ее цветистостью, смелостью купоросно-зеленых, черно-зеленых и синезеленых тонов, заключалась в спокойном, мягком и тихом общем красочнем аккорде. Именно отсутствие крикливости в этой картине заставило публику тех лет обвинить Куинджи в «шарлатанских фокусах».

Чуждое повсседневности творчество Куинджи отражала романтическое восприятие жизни художником. В его картинах ощущается стремление возвысить образы природы над повседневно-привычными ассоциациями. Романтические тенденции его искусства претворяются в формах декоративной живописи.

В зените своей славы художник резко меняет свою судьбу, отказавшись от публичной демонстрации картин. Тот же Бенуа считает, что Куинджи испугался своей быстрой славы:

«Лучшие русские люди уверовали тогда, что Куинджи гений. Он был захвален сверх всякой меры, и предпочел остаться со своей раз завоеванной славой, понимая, что его дальнейшие работы уже не вызовут такого восторга». Все, что создал живописец в последующее время, стало известно только после его смерти.

Незаурядный талант Куинджи нашел свое продолжение в его учениках. В 1894 году он становится профессором пейзажной живописи Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, отдавая всего себя своим ученикам. В его мастерской учились К. Богаевский, К. Вроблевский, Н. Рерих, А. Рылов, А. Борисов, В. Зарубин, Е. Столица, А. Чумаков, В. Пурвит. Развитые последователями Куинджи традиции декоративной живописи в русском искусстве XX века в той или иной степени были продолжены в творчестве С. Чуйкова, Г. Нисского, Н. Ромадина и других.

В творческом наследии художника поражает количество созданных им этюдов – более 500. Коллекции музея имени Кастеева принадлежат двенадцать из них. Все произведения, представленные на выставке, поступили в музей в 1936 году из Государственного Русского музея. Их подлинность засвидетельствована членами Общества имени Куинджи. Это Общество было основано в 1910 году было специально для поддержки начинающих художников и просуществовало до 1931 года.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»
 

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий