Жизнь коротка, искусство  < Калейдоскоп < Арт-библиотека < Арт

Жизнь коротка, искусство вечно

23 Мая 2016 г., просмотров: 1589.

16 мая 2016 года на сцене ГАРТД им. Лермонтова актеры независимого театра «АРТиШОК» представили музыкально-драматическую композицию, посвященную 100-летию со дня рождения Фрэнка Синатры и Эдит Пиаф.

Режиссер Галина Пьянова разомкнула традиционные рамки времени и пространства, основываясь на вертикальном их движении, т.е. из настоящего в прошлое, затем в настоящее и будущее. На сцене был создан уникальный художественный мир, в котором Фрэнк Синатра (Чингиз Капин) и Эдит Пиаф (Айсулу Азимбаева) будто со стороны глядели на себя, вначале молодых и неопытных, а затем прославленных и любимых тысячами зрителей.

Интересен прием разграничения жизней двух гениев – сценической и бытовой. Этот прием позволяет понять, насколько труден путь талантливой личности в желании самореализоваться, каким-то образом заработать, не растеряв при этом того священного внутреннего огня, который отличает настоящий талант от посредственности. Чингиз Капин и Айсулу Азимбаева убедительно продемонстрировали, что жизнь – жестокая борьба за свое право быть талантливым, борьба с желаниями, инстинктами, социально-бытовыми проблемами, неудачами и частыми эмоциональными срывами. И порой то, что видит зритель на сцене, разительно отличается от жизни в тени кулис.

Счастливые Фрэнк Синатра (Алексей Тимофеев) и Эдит Пиаф (Ирэн Аравина) всегда появлялись за спинами других своих «Я» и несмотря на многочисленные свои проблемы – пели. Пели так, будто пронизаны солнцем, будто не существует бытовой суеты. Есть лишь сцена, музыка и зритель: некое триединство, в котором они всецело растворялись, полностью отдавая себя всепоглощающей силе искусства. Спектакль позволил алматинцам насладиться знаменитыми музыкальными произведениями прошлого, но, вместе с тем, увидеть историю их создания, обратную сторону, спрятанную за счастливыми улыбками.


«Поют только счастливые» — таков основной посыл создателей спектакля. Сцена не терпит проявления эмоций, страха, не позволяет отступить назад. Неудачи и перипетии личной жизни, проблемы со здоровьем – все это должно остаться недоступным для зрителя. Он должен видеть только триумф человеческого таланта, бессмертную силу искусства. Поэтому певец в данном случае подобен огню свечи, он будет пылать, пока хватает сил, чтобы однажды уйти, погаснуть, но остаться бессмертным символом настоящего искусства. Не случайно из уст Фрэнка Синатры (Чингиз Капин) перед очередным выступлением прозвучало: «Смерти нет…». Это напоминает нам сюжет романа Мастера о Понтии Пилате у М.А. Булгакова. Эти слова записаны Левием Матвеем, последователем Иешуа (Иисуса). В свою очередь образ Христа основан на древнем архетипе защитника, спасителя; он является символом возрождения, бессмертия. Для творчества не существует старения и смерти. Счастливый блеск талантливой личности всегда за гранью физического тела.

Нет смерти для искусства, но однажды поняв, что ты слишком стар, чтобы продолжать улыбаться – ты уступаешь свое место другим. Но другие – не варвары, которые постараются затмить тебя, а напротив, будут чтить как высокоталантливого человека, день за днем улыбающегося на сцене, несмотря на ужасную боль где-то в глубине своего внутреннего мира. Однажды доказав, что ты можешь, уже останешься в памяти навсегда. Тебя не увидят больше за микрофоном, но будут находить частички твоего «Я» в оставленных тобой песнях, новые и новые, раз за разом, между строк, в переливах нот, в том самом звучании, полном счастья, которое ты не имел права подвергнуть сомнению на сцене. Счастье сильнее смерти. Она забирает с собой все, но не в силах забрать талант, органически вплетенный в музыку, оставшийся в ней на будущие столетия.

Эдит Пиаф и Фрэнк Синатра никогда не встречались, но прошли похожий путь, полный трудностей и эмоциональных срывов, но всегда забывали об этом в миг творчества, будто перерождаясь в каком-то новом качестве. На это косвенно и намекает нам режиссер Г. Пьянова, показывая контраст между двумя сторонами одного «Я». 

Кроме того, Синатра и Пиаф впервые встретились в этот дождливый алматинский вечер, чтобы осознать, как похожи их пути, и с высоты своего бессмертного таланта еще раз взглянуть на прожитую жизнь, словно с Эйфелевой башни. Взглянуть, чтобы показать целым поколениям зрителей, какую цену приходится платить за каждую счастливую песню, какая за ней скрывается история, как трудно всякий раз заставлять себя перерождаться. Но, вместе с тем, как немыслима жизнь артиста без этой борьбы.

Заключительной страницей постановки стал путь двух гениев навстречу свету, рука об руку, будто Анима и Анимус, они растворялись в нем как в глубинах Млечного пути. Имеющую похожий смысл сцену мы могли наблюдать и в эпилоге спектакля «Визит дамы» (2013) ГАРТД им. М. Лермонтова. Свет – символ освобождения от долгой агонии бытовой реальности, наконец, оставляет только музыку, самозабвенный взгляд в вечность, туда, где пели, поют и будут петь Счастливые.
 
Максим Пономаренко
Специально для медиа-портала «Artпаровоз»
Фото: Марина Константинова
 
23 Мая 2016 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий