Героиня нашего времени. В < Рецензии < Арт-библиотека < Арт

Героиня нашего времени. В прокат выходит «Келинка Сабина 2»

16 Марта 2016 г., просмотров: 2501.

17 марта в казахстанский прокат выходит отечественная комедия «Келинка Сабина 2» — один из самых ожидаемых фильмов года, продолжение приключений «народной» келинки Сабины в ауле Жугеры.

Вторая часть рассказывает о том, как складывается семейная жизнь Жанибека и Сабины. Попробовав пожить в городе, Сабина поняла, что Жанибек чувствует себя чужим на празднике жизни «асфальтовых казахов»: не любит устрицы, не умеет правильно одеваться и поддержать разговор об инвестициях, дерется, когда захочет. И молодые люди возвращаются в аул.

В ауле Сабина продолжает постигать все тонкости нелегкой науки: быть идеальной казахской келин. Завоевав в первой части фильма любовь и дружбу односельчан и настоящую приязнь родителей Жанибека, в сиквеле Сабина продолжает собственным примером менять жизнь к лучшему в одном отдельном взятом сельском населенном пункте. Она открывает кинотеатр под открытым небом, дайвинг-центр, спа-слон и фитнесс-зал, в ауле начинает работать кабинет семейного пихолога и продолжаются встречи реабилитационного центра келинок. Успешен и предыдущий проект Сабины – бар «Уродливый пони». Конечно, каждое из этих начинаний можно подвергнуть резкой критике: для чего в ауле дайвинг-центр? Но Сабина –девушка из богатой городской семьи и других интересов у нее нет. Ее любят, ей подражают, ее фотографии висят в комнате каждой девочки, она – главная гостья на всех вечеринках.  

За такой кипучей общественной деятельностью у Сабины нет времени учиться быть келин. Сноха из нее, по-прежнему, никакая: ни поклониться нормально, ни чай налить, ни мясо сварить. Этот факт совершенно не беспокоит Сабину, ее мужа и его родителей. Последние искренне считают, что их сноха – самая лучшая.

Так продолжается до тех пор, пока в доме не появляется красавица Карлыгаш (Карлыгаш Мухмадежанова). Выпускница Лондонского университета и подруга детства Жанибека приезжает в родной аул для того, чтобы стать сельской учительницей. Умница и красавица Карлыгаш еще и идеальная келин: скромна, приветлива, учтива, в ее руках спорится вся «келинская» работы, а речи за пиалой вечернего чая напоминают предвыборную программу партии «Нур Отан». Идеальная казахская женщина, героиня нашего времени.

Постепенно Карлыгаш отнимает у Сабины статус «первой девушки на ауле», а затем пытается отобрать и Жанибека. Для того, чтобы вернуть себе мужа и реноме, Сабина вступает в неравный бой.  

В своей третьей киноработе режиссер и сценарист Нуртас Адамбай продолжает высмеивать реалии казахстанской жизни. В первой части истории про келинку под острый язык Адамбая попали все стереотипы о жителях аула, живущие в представлениях горожан. Во второй части фирменным сарказмом Нуртас ударил по укладу современной сельской жизни, не забыв сесть и на своего любимого конька: высмеять официальную риторику казахстанских властей. По сути, его Сабина, которую Адамбай вновь воплотил на экране самостоятельно, — карикатура на среднестатистического отечественного чиновника: на фоне заложенных кирпичом окон сельской школы открывать пафосные и ненужные центры. Правда, если вымышленная Сабина делает это своими силами, то реальный чиновник предпочитает самореализовываться за государственный счет.


Вложив в уста соперницы Сабины Карлыгаш бесплотные мечтания наших чинуш о том, что выпускники лондонских вузов приедут поднимать аул с колен, Адамбай не оставляет от таких мечт камня на камне. Карлыгаш оказывается авантюристкой, которой нужен всего лишь дом родителей Жанибека, и аульную жизнь презирает всей душой, с такой же силой желая жить «в шоколаде» в Лондоне. Все ее красивые слова оказываются пустой болтовней, за которой скрывается корыстный интерес.

Видимо, режиссер не верит в прекрасные порывы усредненной болашаковской души. Не верит в то, что с энтузиазмом грызя граниты наук в древних стенах университетов Южной Каролины, можно с таким же чувством делиться этими науками в раздолбаных классах сельских школ Южного Казахстана.

Отказывает Адамбай в светлом будущем и самому аулу. Семья Сабины и Жанибека, обнаружив нефть под своим домом (мечта каждого простого казахстанца!), переезжает в город и улетает на Мальдивы. Точно также в фарсе Владимира Меньшова 1995 года «Ширли-мырли» россияне, найдя алмаз «Спаситель России», улетают отдыхать на Канары. В середине 90-х в России не верили, что «у этой страны есть будущее». В середине 10-х такой веры нет и в Казахстане. А алмазов в наших нефтеносных степях и не водилось никогда.  

Видимо, режиссер не верит в собственную страну.

Но думается, что дело не в вере или неверии Адамбая. Дело в желании зафиксировать момент, создать тему для диалога, стать поводом для дискуссии: да, сейчас не поедут и с колен не поднимут. Может быть потом, когда-нибудь, но не сейчас. Хотя нужно именно сейчас. Как это исправить, Адамбай не знает, да и не его это дело: знать, как исправлять. Его дело об этом рассказать так, чтобы увидели и услышали те, чьим делом и являются всякие поправки. Ведь среди тех, кто непременно будет критиковать Адамбая за попрание устоев, плевки в душу, кривляние в женских одеждах, обязательно найдутся те, кто задумается и попытается найти ответ на «бородатый» вопрос: что делать?    

Однако социальная сатира — не главное в фильме. Образ центральной героини ленты, келинки Сабины, во второй части получил мощное развитие. Он перестал быть плоским и однозначным, как в оригинальной картине. Жизнь женщины в ауле, действительно, непроста, большая ее часть проходит в стенах дома, между казаном и дастарханом, в заботах о своей семье и семье мужа, и лишена многих радостей, доступной современной горожанке. Адамбай предлагает, по сути, новую модель поведения келинки. Пусть в утрированной и смехотворной форме, но призывает выйти за пределы домашнего круга и попытаться самим улучшить свою жизнь и жизнь своих односельчан. Все, что делает Сабина, сделано от чистого сердца, в душевном желании помочь свои сельским друзьям. Пусть Сабина не идеальная келинка, но она настоящая, она искренне хочет стать частью аула, прежде ей чуждого, и достигает этого не выверенными до миллиметра поклонами перед старшими, а своими поступками.

Показав конфликт между неидеальной Сабиной и идеальной Карлыгаш, Адамбай не смеется над традициями, он показывает, как часто шаблоны мешают нам разглядеть реального человека. В конце концов, варить мясо, правильно наливать чай и кланяться под нужным углом научиться можно, а вот любить по-настоящему, жертвовать своими интересами ради близкого человека, всем сердцем принять другую жизнь – этому научиться нельзя. 


Отдав в противостоянии двух келинок победу неидеальной Сабине, Адамбай вплотную подошел к теме, за которую казахстанский кинематограф не брался: какая она, героиня нашего времени. Правильная, но лживая? Досконально следующая всем установлениям и ненавидящая их? Или живая, деятельная, любящая, искренняя, стремящаяся постичь законы жизни, чтобы следовать им не на показ, а по велению сердца?

«Келинка Сабина 2» не стала комедией в чистом виде. Это романтическая история, история любви Сабины и Жанибека, на пути которой встали первые трудности. Шуток в ней стало меньше, чем в первой части, зато герои получили хорошее развитие, их характеры заиграли новыми гранями.

Нельзя не отметить великолепную работу оператора Азамата Дулатова, продемонстрировавшего в этом фильме весь спектр своего мастерства, а также, в очередной раз, близкое знакомство с голливудскими блокбастерами. Под стать визуальной составляющей и музыкальное содержание. В фильме к месту звучат и песни легендарной группы «Дос-Мукасан» и хит Тома Джонса «Sex Bomb», исполняемый на кобызе.

Представляя каждый свой фильм, Нуртас Адамбай говорит о том, что снимает семейное кино, наполненное добрым юмором, романтикой и светлым настроением. Не будем спорить с режиссером. 

История келинки Сабина началась с фарса, им же и закончилась. Добрым, романтичным и светлым фарсом
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»
16 Марта 2016 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий