В музея имени Кастеева открылся < Артновости < Арт

В музея имени Кастеева открылся цикл юбилейных выставок

4 Февраля 2016 г., просмотров: 749.

Государственный музей искусств имени Кастеева планирует отметить малоизвестных казахстанских художников, чьи юбилеи приходятся на 2016 год, и посвятить их творчеству цикл выставок. Первым вернисажем, открывшимся в музее в начале февраля, стала экспозиция «Перекресток». Камерная выставка, состоящая из чуть менее 30 работ, посвящена 90-летию сразу двух художников: Нурбека Тансыкбаева и Григория Чернощекова.

Кроме года рождения, этих живопосцев многое объединяет. Оба учились в одно время в Алматинском художественном училище у одних и тех же педагогов. Творческий путь обоих начался в сложное послевоенное время. Однако каждый из них глубоко индивидуален, обладает свойственной живописной манерой.

Племянник прославленного узбекского живописца Урала Тансыкбаева Нурбек рано сформировался как живописец. Творческая среда, в которой рос и воспитывался молодой художник, оказала на него сильнейшее влияние. Помимо дяди, учителем Нурбека Тансыкбаева был Алексей Подковыров – воспитанник Тансыкбаева. Именно вслед за Подковыровым в 1943 году Нурбек приезжает в Алма-Ату.

Он сразу определился как художник пейзажного жанра. В его эпических картинах с хорошо выстроенной цветовоздушной средой чувствуется влияние монументальных полотен его дяди, но, будучи выходцем из городской среды, Нурбек Тансыкбаев уделяет большое внимание к деталям, конкретизируя местность, которую изображает на холсте. Его изящные городские пейзажи точны до фотографичности, в них без труда угадываются улицы, парки и бульвары послевоенной Алма-Аты.

В постоянной экспозиции музея имени Кастеева есть одна из работ Тансыкбаева, «Весна» — нежный лиричный пейзаж с цветущим урюком. Но юбилейная выставка наиболее полно познакомила зрителей с творчеством художника, вобрав в себя свыше 15 его работ, в том числе, серию городских пейзажей «Времена года» — четыре работы, отличающиеся тонкой живописностью.

Нурбек Тансыкбаев рано ушел из жизни, не дожив до 50 лет. Его первая юбилейная выставка в 1976 году прошла уже без участия художника.

В творчестве Григория Зиновьевича Чернощекова тоже превалирует пейзаж, но часто художник обращается к жанровым композициям и портретам. В отличие от реализма Тансыкбаева, в своих пейзажах Чернощеков смешивает реализм с сюрреализмом и элементами фигуративной живописи. Его образы природы родных мест обобщены и построены на смелых цветовых решениях.


Более точен Чернощеков в жанровых композициях и портретах. Центральное место на выставке, несомненно, занимает его работа «Трио». В широком проеме окна расположились три музыканта. При всей лаконичности и сдержанности сюжета, цветовом аскетизме картина проникнута поэзией и внутренним содержанием. Резкими, будто вырубленными, линиями, которыми изображены музыканты, художник подчеркнул их сосредоточенность и увлеченность делом.

Своеобразным продолжением этой работы является лирическое полотно «Сентябрь». На картине, полной красок, изображены три девочки, идущие в школу. Девочки в белых фартуках и букетами осенних цветов в руках находятся в углу композиции, все пространство полотна отдано листопаду из темно-зеленых и золотых листьев. 

Не менее выразителен «Портрет колхозницы-пенсионерки». На зрителя с него смотрит женщина, умудренная жизненным опытом и полная внутренним достоинством. Но в тоже время она немного скованна, ей непривычно позировать художнику и она держится как перед объективом фотокамеры. Не по размеру красный пиджак и белый головной убор, казалось, должны подчеркнуть лицо женщины, но они его затеняют. Художник делает это намеренно: декоративность и цветовая контрастность заставляют зрителя внимательнее вглядываться в лицо женщины, а не пробегать его глазами.

Эти три работы были написаны Чернощековым в период с 1964 по 1967 годы. Большая страна в это время наслажадалась оттепелью, а в советском изобразительном искусстве господствовал так называемый «суровый стиль», рожденный на стыке плакатной живописи 20-х годов и итальянского неореализма. Главными его приметами были большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Влияние этого стиля явно прослеживается в работах Чернощекова, хотя художник и не относил себя к приверженцам направления. Скорее всего, советская Реформация, как называют критики «суровый стиль», была для Григория Зиновьевича любопытным экспериментом.

По словам куратора выставки «Перекресток» Кульжазиры Мукажановой, в фондах музея немало прекрасных работ казахстанских живописцев, которые в советское время не укладывались в каноны господствующей идеологии и потому не экспонировались. Сейчас музей решил восполнить этот пробел и вернуть зрителю забытые имена.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий