Казахстанское авторское кино < Новости кино < Новости и события

Казахстанское авторское кино стало самым успешным в 2015 году

11 Января 2016 г., просмотров: 1189.

Известный казахстанский киновед Гульнара Абикеева в статье для портала Радио Азаттык обозначая главные тенденции ушедшего года в отечественном кинематографе, отметила, что самым успешным в 2015 году стал авторский кинематограф.

По мнению Абикеевой, стало это следствием того, что киноотрасль перестала быть управляемой государством, а ситуация в казахстанском кино ухудшилась из-за гражданской пассивности самих кинематографистов.

«В 2015 году киностудия «Казахфильм» перестала брать на себя управленческую функцию кинематографом страны. В этом есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы в том, что исчезла монополия на запуск и контроль над тем, что снимается на частных студиях. Ведь в предыдущие пять лет была практика финансового участия «Казахфильма» в проектах частных студий, что с одной стороны давало большее количество картин, а с другой стороны приводило к цензуре этих фильмов на всех этапах производства. В этом году «Казахфильм» сосредоточился на производстве большого государственного заказа – 10-серийного проекта «Казах ели». Доля государственного кино составила 25 процентов, то есть пять фильмов из 20. В 2012-2013 году она составляла 50 процентов. Минус же заключается в том, что киностудия «Казахфильм» всегда была местом объединения кинематографистов, где люди общались, обменивались идеями, смотрели фильмы. Это было место, где зарождалось кино!», — пишет Гульнара Абикеева.

Вследствии потери управленческих функций, главная киностудия страны утратила и статус объединяющей площадки.

««Казахфильм» перестал был местом тусовки кинематографистов, а Союз кинематографистом так и не стал им. Хотя сейчас, когда основная доля кинопроизводства ложится на частные студии, необходим Союз, который стал бы местом объединения, местом премьер и дискуссий. Низкая гражданская активность деятелей кино ведет к тому, что кино «уходит из-под ног». Никто не борется за прокат казахстанских картин, никто не отстаивает права кинематографистов, никто не заботится о подрастающем поколении и, главное, – нет стратегии или программы развития национального кино», — сокрушается эксперт.

В качестве примера эффективной кинематографической самоорганизации Абикеева приводит соседний Кыргызстан:

«Мы имеем под боком пример того, как стратегию развития национального кино Кыргызстана прописала «Восьмерка кинематографистов» среднего поколения – без пленумов и съездов, без должностей и зарплаты. Они сделали это в 2005 году и к 2015 году имеют видимые результаты – 40 фильмов в год, из которых пять – участники кинофестивалей класса «А» и масса молодежи, которая рвется снимать кино. И это результат объединения усилий среднего поколения – тех, кому от 50 и до 60 лет».

Такая разобщенность, по мнению киноведа, приводит к крайней коммерциализации отечественного кинематографа:

«Наши мэтры, увы, разрознены. По идее те режиссеры и продюсеры, которые имеют статус и вес, опыт и знания должны были бы объединиться и задуматься вместе — куда идет казахское кино и как жить дальше. Это, прежде всего, Ермек Турсунов и Акан Сатаев, Дарежан Омирбаев и Рустем Абдрашов, продюсеры Алия Увальжанова, Саин Габдуллин, Ернар Маликов, и молодежь — Ахат Ибраев, Аскар Узабаев, Адильхан Ержанов, Эмир Байгазин и другие. Все те, кто ощущают в себе силу для изменения реальности. Зачем набирается вес, создаются собственные студии? Не только же для зарабатывания денег и укрепления собственной материально-технической базы?! Для изменения к лучшему ситуации в казахстанском кино в целом. Кто сегодня станет неформальным лидером казахского кино? Кто сможет объединить частные студии и продюсеров? Кто сможет в правительстве отстаивать интересы киноотрасли?».


В 2015 году в казахстанский прокат вышло 20 полнометражных картин отечественного производства. Пять были сняты на киностудии «Казахфильм», четыре фильма представили региональное кино — «Омир-ай» Шапагата Орынбаева, «Ритм города» Турсуна Кулахмет, «Регион 13» Омара Сункар и «Расплата» Музафара Иркинова. Пять артхаусных картин были сняты на частных киностудиях – это два фильма Ермека Турсунова «Кенже» и «Жат», «Шлагбаум» Жасулана Пошанова, «Бопем» Жанны Исабаевой, «Первая жена Сагынтая» Данияра Саламата. Остальные шесть картин – коммерческого плана – на частных студиях: две картины Акана Сатаева «Рэкетир-2» и «Хакер», две картины Аскара Бисембина «Свадьба на троих» и «Адель», фильм «Побег из аула» Нуртаса Адамбая и «Весь мир у ваших ног» Саламата Мухамед-Али.

«Наше отечественное кино делится на три сектора: государственный, частный и коммерческий. Государственный в основном выполняет заказы на исторические фильмы, коммерческий сектор зарабатывает деньги (это региональные фильмы и частные студии, которые выводят фильмы в прокат) и так называемый, третий сектор, который снимает фильмы для кинофестивалей. Получается, что этот третий сектор наиболее успешный, потому что именно эти картины получают призы международных кинофестивалей. Наше коммерческое кино, к сожалению, остается на нижней границе искусства. Это, скорее, вопрос амбиций и самореализации. Хорошо, что оно есть, потому что без него у нас не возникнет кинобизнеса», — пишет Абикеева.

Говоря о фестивальных успехах отечественного арт-хауса, Гульнара Ойратовна имеет в виду пять фильмов: «Кенже» Ермека Турсунова получил приз на «Киношоке», «Шлагбаум» Жасулана Пошанова — на Московском кинофестивале и в Марокко, «Жат» Турсунова — в Таллине, «Первая жена Сагынтая» Данияра Саламата — в Коттбусе, «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова — в Бусане.

«Что получается? «Казахфильм» — для госзаказа. Частные студии – для коммерческих проектов. Куда идти всем остальным режиссерам?», — задается вопросом эксперт, и сама же на него отвечает: на телевидение:

«И темы, и режиссеры, и другие киноспециалисты постепенно уходят на телевидение. Телеканалы стали главными заказчиками казахского кино. Государство перестало влиять на кинопрокат, но активно формирует телеэфир. Поэтому все те задачи, которые не выполняет национальный кинематограф, перешли к телевидению. У телевизионных проектов гораздо меньше PR, чем у киношных, но их реально смотрит гораздо больше зрителей. К телевизионным проектам ниже требования, поэтому качество сериалов оставляет желать лучшего. Однако подход киношников к сериалам, особенно к коротким, отличается от телевизионного. Думаю, что именно кинематографисты постепенно поднимут уровень телесериалов».
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий