Монументальная живопись. В < Артновости < Арт

Монументальная живопись. В Алматы впервые открылась выставка Зураба Церетели

9 Октября 2015 г., просмотров: 1672.

Персональная выставка живописных работ Зураба Церетели впервые открылась в Алматы. Ее организатором выступил Московский музей современного искусства по приглашению музея искусств имени Кастеева и при поддержке мецената Нурлана Смагулова.

В богатом художественном наследии самого известного российского скульптора живопись занимает особое место. Церетели — живописец по образованию, и скульптурой стал заниматься, руководствуясь собственным убеждением, что художник не должен замыкаться лишь на одном направлении, но обязан освоить все сферы художественного ремесла. Рисовал Церетели всю жизнь, но показывать свои картины публично начал лишь после смерти супруги Инессы Андроникашвили. Первая выставка была посвящена ее памяти и прошла в 1998 году в Манеже.
С тех пор живописные вернисажи Церетели увидели во многих городах России и в Италии.

Для алматинской выставки, подготовка которой продолжалась полгода, группа московских кураторов во главе с дочерью художника Еленой Церетели отобрала 34 картины и 3 скульптурные работы, сделанные мастером в течение последних пяти лет. Картины были написаны в разных мастерских, в Москве, Нью-Йорке, Париже, и объединены в серии: «Старый Тифлисъ», «Красивое свидание», «Поездка в Хорватию». Каждая серия – отдельный жанр.

«Поездка в Хорватию» — это пейзажи, их немного, они ярки, выпуклы и абстрактны. Церетели не скрывает, что своими кумирами и учителями считает Пиросмани, Шагала, Ван Гога, Модильяни и Пикассо. Двух из них, Шагала и Пикассо, он хорошо знал: учился у них, а потом дружил. Любовь художника к своим наставникам чувствуется не только в выставочных картинах, которые, по сути, являются ременесценциями известных работ мастеров, но и в построении самой экспозиции: картины сгруппированы вокруг скульптурной композиции «Мои любимые художники», изображающей пятерку вокруг общего холста.

Если «Поездка в Хорватию» — аллюзии к Шагалу, то «Красивое свидание» — признание в любви Ван Гогу. Ярко-желтые пастозные подсоднухи присутствуют почти на каждом натюрморте в серии: их клюют петухи, они вываливаются из ваз, из них делают букеты, ими украшают блюда с фруктами. Церетели не боится рисовать натюрморты широкой кистью, густо класть краску и сочетать резкие контрастные цвета, нарушать перспективы и пропорции для того, чтобы получилось завораживающее живописное зрелище.

В портретной серии «Старый Тифлисъ» царствует Пиросмани и грузинская изобразительная школа, учеником которой является Церетели. Фигуративные, гротескные портреты Зураба Константиновича – такие же монументальные, как и его скульптуры. Они – отражение мощи его характера и силы духа. На всех портретах изображены люди, которых художник хорошо знает, они все позировали ему. Замечая какую-нибудь характерную деталь в облике человека, Церетели одной линией вырисовывает контур, а потом наполняет его содержанием. И здесь художник остается верен той манере, в которой творит последние 10 лет: грузины на его портретах нарисованы на контрасте черного, красного, зеленого, и, несмотря на утрированность и гротескность форм, вполне узнаваемы. Гротеск для Церетели – лишь способ охарактеризовать человека, более выпукло показать его характер.

Несмотря на разность живописных направлений, все работы Зураба Церетели демонстрируют тесную связь с традициями народного творчества. На пресс-конференции перед открытием выставки Зураб Константинович много и долго рассказывал журналистам о значении этнографии. Эта уникальная наука, по мнению Церетели, должна постоянно развиваться, так как она помогает создавать традиции и сохранять их.


«Этнография – это не мертвая наука, она очень современна. Невозможно понять наше время, то, что сейчас происходит в мире без знания того, что происходило в нем раньше. Невозможно построить национальное государство без знания того, откуда пошел твой народ, как он жил, как развивался. Я открыл в Москве три музея и сейчас открываю в Тбилиси, и в каждом музее есть большой архив. В тбилиском музее, вообще, будут собраны уникальные архивные данные», - поделился Зураб Константинови.

К слову, почтение к музеям Церетели привил Пабло Пикассо. Во время учебы во Франции в середине 60-х годов прошлого века Церетели под руководством великого кубиста побывал во всех французских музеях и архивах. Работает он в них и до сих пор. Так, в 2016 году в Пуэрто-Рико будет установлена 126-метровая скульптура «Рождение Нового Света» — продолжение проекта «Как Европа нашла Америку», посвященного празднованию 500-летия плавания Христофора Колумба. По словам Церетели, в основу концепции двух монументов положены архетипы испанской и индейской культур, которые Зураб Константинович изучил, работая в архивах Севильи.

Еще одна тема, волнующая сегодня Церетели, — потеря исполнительского мастерства в современной России. Когда-то самая мощная в Европе живописная школа сейчас стремительно теряет свои позиции. Засилье постмодернизма в российской культуре привело к тому, что человеку не обязательно уметь рисовать, чтобы считаться художником. Это нанесло серьезный ущерб изобразительному искусству в соседнем государстве. По мнению Церетели, в ближайшее время самые лучшие художники будут родом из Китая, который тратит много сил и средств на развитие собственной живописной школы.

Работы Зураба Церетели можно будет увидеть в Алматы до конца октября.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий