В Алматы открылась ретроспектива < Артновости < Арт

В Алматы открылась ретроспектива самой первой казахской выставки

17 Сентября 2015 г., просмотров: 1607.

Картины, ставшие экспонатами самой первой выставки казахского изобразительного искусства, спустя 80 лет вновь увидели свет. Уникальная историко-художественная реконструкция – одно из юбилейных мероприятий, посвященных 80-летию государственного музея искусств имени Кастеева. Такой вернисаж музей открыл впервые, и сделал это намеренно. Как отметила куратор выставки Галина Сырлыбаева, глядя из века нынешнего на полотна, написанные в 30-е годы века прошлого, понимаешь, какой большой путь прошло отечественное изобразительное искусство. 

Датой создания первого музея национального искусства в Алматы считается 23 сентября 1935 года, когда вышло специальное постановление об организации художественной галереи с обширным отделом, посвященным искусству Казахстана. Однако ни собственной коллекции, ни собственного здания у галереи не было. Художников на время приютил Центральный музей Казахстана, в стенах которого 1 ноября 1935 года и открылась первая в истории молодой советской республики художественная выставка. Ее участниками стали 15 художников, ровно столько, сколько тогда и проживало в Алматы. Все вместе они представили 150 работ.

«Конечно, не были никакого кураторского отбора. Художник просто принесли все, что у них тогда было. Картины были абсолютно разные по уровню мастерства. Например, то, что представил Адильхан Кастеев, было примитивными эскизами, почти детскими рисунками. В то время, как картины Александра Риттиха, Николая Крутильникова, Урала Тансыкбаева, Николая Соловьева демонстрировали высокий профессиональный уровень живописцев», — рассказала Галина Сырлыбаева.

Со второй половины 20-х годов Казахстан стал убежищем, приютом, вторым домом для самых разных людей, в зависимости от того, кто как сюда попадал. Захолустная республика, хоть и не могла похвастаться бурной культурной жизнью и соответствующей средой, но зато позволяла не опасаться за свою жизнь, и предлагала полную свободу творчества. творить так, как душе угодно. Вдали от политических и культурных столиц советской России, творческий человек, не разделявший господствующих идеологем, мог свободно и спокойно себя реализовать. 

«Казахстан спас очень многих художников. За все время у нас было репрессировано только три художника, и не за свои творческие позиции, а за организационные нарушения. Многие из тех, кого сюда депортировали или сослали, очень быстро поняли, что руководство республики далеко от искусства, а местных кадров нет. Поэтому они спокойно и смело рисовали так, как считали нужным, без оглядки на позицию партии. Они воспитали большую плеяду уже местных художников и стояли у истоков художественных образовательных учреждений», — говорит Сырлыбаева.


Ярким примером такой творческой судьбы стал Александр Риттих. Выходец из дворянского рода Риттих учился в австрийской художественной академии и Мюнхенской академии искусств, и приехал в Казахстан в 1933 году из Украины. Ученик Франца Штука и Арнольда Беклина, художник немецкого типа, Риттих оказал колоссальное влияние на молодых казахских художников. Его патетические картины способствовали тому, что самобытное казахское искусство сразу встало на рельсы реализма. В 1937 году Риттих оформлял павильон республики на выставке достижений сельского хозяйства в Москве, там и остался, но затем, уже в эвакуацию, вернулся назад. В 1945 году вновь уехал в Москву, где и скоропостижно скончался. Риттих оставил после себя много работ, сюжеты которых навеяны бытом, традициями и историей казахского народа. К сожалению, многие картины художник увез с собой в Москву, поэтому в Казахстане его работ немного. В 2012 году несколько картин были переданы в дар музею соседкой дочери художника. В 2009 году умерла единственная дочь Риттиха, известный биолог Людмила Риттих, и все картины из ее квартиры достались соседке по лестничной площадке. Она-то и нашла координаты алматинского музея и прислала пару работ. Но сейчас музейные работники ведут переговоры о выкупе всей коллекции.

С той исторической выставки в фондах музея остались только пять работ Урала Тансыкбаева. Все остальные картины в 60-е годы были переданы формировавшимся областным музеям и галереям. Поэтому на выставке-реконструкции представлены не оригиналы, но работы, которые были написаны теми же мастерами в те же годы.

«Мы решили, что не стоит собирать те исторические картины по всей стране. И другие работы художников также передают дух эпохи и атмосферу того времени, также иллюстрируют этап становления изобразительного искусства республики», — делится Галина Сырлыбаева.

Первая казахская выставка не могла похвастаться разнообразием стилей, жанров и направлений: незатейливые пейзажи, натюрморты, портреты, сделанные в академической манере. Идеализм и патетика реализма – вот основные ориентиры творчества первых казахских живописцев. Отдаленность от политических и культурных центров страны повлияла и на формирование изобразительного искусства в республике в русле соцреалистической системы отражения мира. Однако постоянное стремление первых казахских художников достичь вершин профессионального мастерства, желание осваивать другие жанры и постоянно пробовать что-то новое и способствовали появлению в 60-е годы ХХ века так называемого «казахского аванграда». 
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий