Реминисценции классики. В < Артновости < Арт

Реминисценции классики. В Алматы открылась групповая выставка художников Москвы и Петербурга

7 Сентября 2015 г., просмотров: 1509.

Порядка 13 художников из двух российских столиц стали участниками большой выставки, открывшейся в минувшую пятницу в Алматы. Все художники – участники группы «ART forum PARALLEL WORLD painting and music», объединившей питерских и московских живописцев и музыкантов старшего поколения.

Группа возникла в середине нулевых по инициативе заслуженного художника России Александра Кондурова. По словам Кондурова, участников группы объединяют принадлежность к одному поколению и общие ценности и взгляды на искусство, а также осознание необходимости эти ценности и взгляды защищать и отстаивать.

«Современное искусство все дальше и дальше отходит от своего образно-содержательного начала. Для многих молодых художников художественное ремесло не только перестало быть догмой, но и утратило вообще какой-либо смысл. Сейчас можно быть художником, даже не умея рисовать. Когда-то именно это ремесло стало для меня и моих товарищей основой для выработки собственных творческих подходов. Всю свою жизнь в искусстве мы разрабатывали новую формулу картины как цельного и самодостаточного организма. И я уверен, что, несмотря на вызовы нового времени, в зрителях жива ностальгия по изобразительности, по эмоциональной и духовной содержательности искусства», — поделился Александр Кондуров.   

Выставка, которую художники привезли в Алматы, называется «Диалоги с великими». В основе проекта лежат реминисценции, связанные с мотивами классических произведений – от архаики до наших дней.

«Все мы в свое время учились рисовать у великих мастеров прошлого. Сначала просто подражали, потом творчески перерабатывали художественные тексты прошлого, а затем уже пытались создать колористическую или ритмическую атмосферу, способную генерировать образ «великого». Разумеется, мы до сих находимся в контексте идеи «ученик-учитель», но сама идея для нас давно стала интеллектуальной игрой, материалом для собственных размышлений», — рассказал Кондуров.

Достаточно самостоятельные авторы уже давно не испытывают зависимости от своих «великих» учителей и тем более не склонны им подражать. «Великие» для художников скорее форма диалога со зрителем. Причем, ведется этот диалог на злободневные темы.


Так, картины Александра Кондурова «Трапеза», «Похищение Европы» говорят о зашкаливающем консьюмеризме современного человека:

«Для нас все превратилось в предмет потребления, даже искусство. Все, что переварить нам не под силу, мы превращаем в мусор. Все свое настоящее мы превратили мусор, и на прошлое смотрим тоже как на мусор. Поэтому я изобразил знаменитую «Охоту» Брейгеля как содержимое тарелки супа, а прекрасную Европу похищает бык, сделанный из мусора, да и сама Европа – лишь отражение в зеркалах».  

Скульптор Дмитрий Каминкер представил пять работ, некоторые из которых сделаны из картона, бумаги и воска. Монументалист в прошлом, работавший с камнем, сейчас Каминкер предпочитает «экологически чистый материал».

«Я 11 лет работал в Дании и там, можно сказать, пристрастился к бумаге. Однажды в мастерской скопилось много какого-то картона, упаковочной бумаги, много всего. Мне лень стало все это выбрасывать, вот и решил пустить этот мусор в дело. Теперь работаю только с бумагой. Это удивительный материал: пластичный и прочный одновременно», — рассказал скульптор.

«Бумажные» работы Каминкера – тоже о потребительстве. «Атлант, поддерживающий туфлю», Коллизей в виде ночного горшка, копия «Авиакентавра», украшающего терминал в Пулково, — о современном человеке, для которого походы в музей и в торговый центр равнозначны, и который способен воспринимать историю только в виде рекламного буклета.

Примечательно, что за основу выставочных работ Каминкера, сделанных из бронзы и камня, взяты мифологические и библейские сюжеты. Видимо, долговечность материала продиктовала и универсальность тем.

Среди 90 работ, представленных на выставке в Алматы, особое место занимают картины Вячеслава Михайлова и Валерия Лукки. Участники когда-то новаторской группы «Три богатыря», сегодня они – самые известные петербургские художники, канонизированы критиками и почитателями.


Разработав в конце 70-х годов концепцию «брутальной» живописи, Михайлов и Лукка остались верны ей до сих пор. Однако по прошествии 35 лет каждый художник трактует общую концепцию по своему.

Тяжелые, залитые неровным пузырящимся левкасом, работы Михайлова представляют собой своеобразные картины-руины, наполненные экспрессивным биологизмом. Художнику явно интересна динамика жизненных процессов, и великие мастера прошлого, Бэкон, Рембрандт, Караваджо, для него лишь угол зрения, под которым можно рассмотреть таинство жизни и смерти.

В картинах Валерия Лукки, наоборот, пластическое изображение заменяется ассоциативным коллажем. Однако, и сквозь него проступают признаки жизни: древесные корни, газеты, бумажная скатерть, фрагменты одежды.

Классические произведения Тернера, Ван Гога, Ботичеллли, Репина, Бэкона, Федотова Лукка разбирает на составные элементы, сводит всю картину до одного фрагмента. И на основе этого фрагмента рождает новую форму. В результате знакомые всем картины превращаются в воспоминания о самих себе.

Интересны «трафаретные» работы Сергея Гета, «античные» сюжеты Дмитрия Иконникова, абстракции Юрия Миронова, графика Олега Яхнина, фигуративные картины знакового художника 70-х годов Александра Ситникова. Несмотря на различные образные палитры мастеров, представленных на выставке, объединяет их всех сильнейшее живописное начало. Рассматривая работы художников, погружаясь в персональную оптику каждого из них, зритель, вслед за участниками группы «ART forum PARALLEL WORLD painting and music», преисполняется верой в то, что живописное начало все-таки возьмет вверх над «интеллектуальными играми постмодернизма».

Надо отметить, что выставка «Диалоги с великими» — второй проект, реализованный в Казахстане питерским меценатом Юрием Саулиди. Осенью 2014 года бывший алматинец Саулиди привозил в Южную столицу графику Латифа Казбекова (тоже уроженца Казахстана) и акварели Алексея Талащука. Оба художника также являются членами «ART forum PARALLEL WORLD painting and music».
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий