Метафизика повседневности. < Артновости < Арт

Метафизика повседневности. В Алматы открывается выставка Елены и Виктора Воробьевых

26 Августа 2015 г., просмотров: 1605.

Персональная выставка казахстанских художников Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит» открывается 27 августа в музее искусств имени Кастеева. Вернисаж стал вторым в цикле монографических показов современных центральноазиатских художников, инициированным Aspan Gallery. Куратором всего цикла выступил Виктор Мизиано, один из главных пропагандистов искусства Центральной Азии в Европе.

Выставка «Художник спит» включает 26 крупномасштабных проектов, созданных Воробьевыми с конца 90-х до середины 10-х годов. Зрители увидят как уже известные и нашумевшие работы: «Базар», «Фотография на память», «Казахстан. Голубой период», так и новые проекты, которые будут выставлены впервые.

Отбирая из многочисленного архива Воробьевых работы для этой выставки, Виктор Мизиано сосредоточился на двух темах, определяющих творчество художников. Это неослабевающий интерес к повседневности, к интеграции прошлого в настоящем, и осмысление пространства, творческого и географического, в котором современный художник живет и работает. Собственно, повседневность как лейтмотив творчества Воробьевых исследуется художниками в нескольких пластах: в реальном и метафизическом. Можно провести даже четкие временные границы, когда супругов интересуют реальные социальные процессы (это проекты со второй половины 90-х годов до начала нулевых), а когда – игры «чистого разума» в духе европейских концептуалистов (отдельные проекты середины нулевых и начала десятых).

Творчество четы Воробьевых представляет ту часть казахстанского искусства, которое максимально погружено в реальность, анализирует и документирует ее с научной дотошностью. Умело работая со знаками, с небольшими деталями, смело компонуя их с природными формами или искусственными материями, Воробьевы ведут глубокий и серьезный разговор со зрителем о современной жизни. Их творчество – комментарий к тому стихийному переустройству общественной и политической жизни, свидетелями которого они стали.

Открывается экспозиция инсталляцией «Художник спит», давшей название всей выставке и каталогу. Театрализованная инсталляция рассказывает, сопровождаемая публицистическим текстом, рассказывает о художнике, продолжающим жить вечными универсальными ценностями. Неожиданно наступившая эра деловой активности (работа сделана в 1997 году) быстро породила плеяду художников-бизнесменов, «держащих нос по ветру», готовых всегда и на все откликнуться новой работой. По мнению Воробьевых, такие художники компрометируют искусство, создаваемое, как правило, по наитию, а не по заказу.

Этот проект в свое время и обозначил основной акцент творчества Воробьевых: интерес к проблемам постсоветского времени. Перемены, которых все дождались, повергли в прах устои, дискредитировали устоявшуюся систему ценностей, но не принесли ничего взамен, кроме дезориентации, хаоса, упадка и уныния.


Эта тема получила свою детальную разработку в следующих проектах художников. Воробьевы исследуют как советская символика постепенно становится атрибутом быта и повседневных нужд (проект «Заборы»), как люди, брошенные властью на произвол судьбы, начинают сами перестраивать свою жизнь, пытаясь положить старые символы и знаки в основу новых личностных и социальных отношений (проекты «Базар», «Казахстан. Голубой период»).

Однако искусство не может жить только рефлексией по прошлому. Новые реалии принесли с собой и новые идеи. Главной реалией стала эра глобализации, пришедшая на смену имперской эпохе. Есть ли место большинству казахстанцев в этом глобальном мире? На этот вопрос Воробьевы ответили в проекте «Фотография на память». Они предложили жителям заброшенного городка на юге Казахстана сфотографироваться на фоне больших баннеров с изображениями Москвы, Парижа, Рима, Нью-Йорка. Резкий диссонанс между баннерами и южноказахстанской местностью, отчетливо видный на фотографиях, и был ответом, причем отрицательным.

Компановка символов легла в основу и самого свежего проекта Воробьевых «Смайлик». Смайлик – символ глобализации, понятный сегодня в любой точке земного шара. Связав его в одной композиции с главным символом советского периода - образом Ленина – художники организовали метафизическую встречу двух эпох. Причем, новая эпоха при близком знакомстве оказалась не менее авторитарной, чем прошлая. И если советская эпоха сейчас вспоминается как ценный личный и человечный опыт, то какой останется в памяти поколений эпоха глобализации, пока неясно.

Став одними из основателей новой алматинской художественной сцены 90-х годов, Воробьевы сформулировали и кредо этой сцены: художник неотторжим от условий своего существования, от тех исторических процессов, которыми пропитано его бытие.

Персональная выставка Виктора и Елены Воробьевых «Художник спит» пройдет в музее имени Кастеева с 27 августа по 20 сентября.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий