Елена и Виктор Воробьевы покажут < Артновости < Арт

Елена и Виктор Воробьевы покажут «Художник спит»

20 Августа 2015 г., просмотров: 1952.

Персональная выставка казахстанских художников Елены и Виктора Воробьевых откроется в конце августа в музее искусств имени Кастеева. Экспозиция «Художник спит» станет второй в цикле монографических показов современных художников Центральной Азии, организованного галереей современного искусства Aspan Gallery.

Напомним, что цикл открылся в феврале 2015 года выставкой Ербосына Мельдибекова «Вечное возвращение». Куратором проекта выступает Виктор Мизиано – создатель первого павильона Центральной Азии на Венецианской биеннале.

Супруги Воробьевы – современные художники из Казахстана, получившие международное признание. В разное время их работы выставлялись на таких престижных площадках, как 51-я, 52-я и 53-я Венецианская биеннале (Павильон Центральной Азии в 2005, 2007 и 2009), 1-я Киевская международная биеннале современного искусства (2012), 15-я Сиднейская биеннале (2006), 6-я Стамбульская биеннале (1999) и многих других.

В этом году впервые их творчество будет представлено столь объемно в Казахстане – в экспозицию войдут около 25 крупномасштабных проектов, включая инсталляции «Художник спит» (1996), «Базар» (1990-е-2006) и «Казахстан. Голубой период» (2002-2005).

В течение 20 лет Елена и Виктор Воробьевы работают вместе, обращаясь к различным техникам и жанрам – фотография, видео, инсталляция и перформанс, в результате чего на свет появляются многослойные и часто ироничные произведения. Их работы – прежде всего о постсоветской реальности, постоянных переменах и дезориентации, их воздействии на каждодневную жизнь людей.

Готовящаяся выставка «Художник спит» для алматинцев — не первое знакомство с творчеством Елены и Виктора Воробьевых. В конце 2010-го состоялась выставка художников «В поисках разума». Заглавной темой этого проекта стала Вселенная в отдельно взятом пространстве. В основу легла мультимедийная инсталляция из видео- и фоторабот. Почти монохромные снимки фиксировали заснеженные улицы, зимние вечера с тусклыми лучами фонарей, наблюдение человека за звездами — сюрреалистические идеи создавали ассоциации с внеземным пространством и космическими сагами.

На выставке «Художник спит» будет показана также уже известная казахстанцам серия работ «Окаменелости» (1995-2009), где главным посылом к зрителям является идея превращения повседневных вещей в произведения искусства ради восстановления «элементарного чувства справедливости». По мнению Елены Воробьевой, любая вещь достойна памятника, если рассматривать ее в контексте истории. Тем более, что нашей среднеазиатской ментальности свойственно отношение к вещам, как к дарам природы. Серия «Окаменелости» попыталась восстановить историческую справедливость методом «увековечивания» ширпотреба. Каменные образы мобильного телефона, утюга, лампочки, еды и предметов быта позволяли взглянуть на экспонаты нашей реальности в гипотетическом музее далекого будущего.


Еще одна серия работ супругов Воробьевых, под названием «Оранжевая эволюция», тоже знакома алматинцам. В 2013 году художники представили ее в пространстве L.E.S. Эта серия родилась на улицах Тбилиси в качестве символа новейших политических потрясений. Художников привлекли оранжевые жилеты местных дворников и чистильщиков улиц. Пожилые люди крепко сжимали в руках совки и метлы, убирая мусор прошлого, очищая улицы для нового времени и подвигов. Причем их деятельность вряд ли кто-то мог оценить по достоинству, ведь они находились в самом низу социальной лестницы. В «оранжевом» фотопроекте Елена и Виктор Воробьевы показали, как смена политических систем отпечаталась на визуальном ландшафте социума.

Однако самым узнаваемым проектом художников стал фотопроект «Казахстан. Голубой период» (2002-2005). Будучи участниками международного проекта «Нешелковый путь», в 2002 году Воробьевы посетили несколько провинциальных городов страны. В Таразе на одном из старых административных зданий они увидели декоративные барельефы со знаменами голубого цвета: явная перекраска некогда красного советского элемента натолкнула художников на размышления.

Кадры из серии «Казахстан. Голубой период» обнажили моменты повседневности, представили акцентирующие цвета и традиции в качестве острых социальных метафор. Реальные символы настоящего и навязчивые попытки закрасить прошлое — даже спустя годы серия «Казахстан. Голубой период» побуждает думать и ассоциировать себя в культурном пласте времени.

Творчество казахстанских художников уже не первый год изучается и анализируется культурологами и критиками. Так, узбекский культуролог Алексей Улько выделяет в произведениях Виктора и Елены такие абстрактные категории, как цвет и слово, играющие роль мощного выразительного средства.

Алексей пишет, что, отталкиваясь от многозначности жизни и искусства, Воробьевы смело и идут на сложный диалог с многочисленными реальностями, составляющими наш постколониальный центральноазиатский и общечеловеческий мир.

Критик современного искусства из Санкт-Петербурга Андрей Фоменко, рассуждая о работах Виктора и Елены Воробьевых, отмечает, что при первой встрече их можно назвать визуальной феноменологией современного Казахстана и даже больше — всех бывших советских республик. Неким отражением социальных, политических и экономических процессов, происходивших в этом регионе.

Персональная выставка Елены и Виктора Воробьевых «Художник спит» пройдет в Музее искусств имени Кастеева с 27 августа по 20 сентября.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz»

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий