Продавец дождя. Послеслов < Калейдоскоп < Арт-библиотека < Арт

Продавец дождя. Послесловие

28 Июня 2015 г., изменено: 20 Июля 2015 г., просмотров: 2074.
Я — то хорошее, что есть в каждом из Вас
 
О постановке по пьесе Р. Нэша в ГАРТД им. М. Лермонтова в Алматы можно с уверенностью говорить как о произведении с высокой интеллектуальной планкой. К слову, режиссер Владимир Молчанов не обделил вниманием ни одного из героев. Напротив, отрицательный настрой каждого из них порождал на протяжении всей пьесы масштабную засуху. Явление это, прежде всего, стоит рассматривать как метафорическое, а затем уже и как непосредственно природное. Можно говорить о засухе психической, о застое внутри человека, о рабстве в пользу общественных стереотипов. К мировосприятию героев художник-постановщик Сергей Мельцер готовит зрителя еще до начала спектакля — полупрозрачный черный занавес символизирует иссушенные умы.

Братья-антиподы Ной (Илья Шилкин) и Джим (Антон Митнёв) представляют в пьесе то самое противоречие, которое и приводит сюжет в движение. Ной — любитель цифр и сугубо прагматического анализа. Джим — мечтатель, но его главное отличие не в умении бездумно летать в облаках, а в способности видеть вещи с разных сторон, под другим углом. Именно такой взгляд и способен преодолеть засуху ума и души  — следование одним лишь прагматическим стереотипам. Джим искренне интересуется девушкой по имени Снукки, по мнению Ноя «куклой с обесцвеченными волосами». Для прагматика мечты о любви — не более чем «грязь». Отец (Александр Зубов) и сам сделавший в жизни немало ошибок практически не имеет в доме никакого авторитета.



Ключевым вопросом становится судьба Лиззи (Кристина Храмова). На ней засуха отразилась самым чудовищным образом — девушка не верит в себя, в свою красоту. А напряженные отношения в семье, то и дело переходящие в ссоры берут в плотное кольцо надежду на освобождение от тягостных мыслей у Лиззи и Джима. Моральная засуха вкупе с природной сделали из нее нелюдимую «мужичку», прямую, смотрящую ровно в лицо окружающим стереотипам. Большое значение имеет сон Лиззи, в котором она видит долгожданный дождь — конец застоя, прежде всего, морального. Попытки выдать Лиззи замуж безуспешны. Помощник шерифа Фил (Александр Федосеев) тоже находится в плену моральной засухи. Он прежде старается казаться, но не быть. Его судьба стоит на месте. Засуха — отсутствие всякого движения: жизнь Фила однообразна, личная жизнь Лиззи не устроена, Ною застят глаза стереотипы, а Джим не в силах вырваться из искушенного пространства вокруг себя, отчего очень страдает. По выражению отца Лиззи Фил, успокаивающий себя ложью давно «нуждается в починке». Но если задуматься — этот призыв в той или иной степени относится к каждому герою пьесы.

Всякое действие, всякий человек имеют обратную сторону — это противоречие и рождает движение жизни. В доме неожиданно появляется странно одетый человек, называющий себя Билл Старбак (Дмитрий Скирта) и предлагает вызвать дождь. Он символизирует собой духовное обновление, именно поэтому за его идею так цепляется искренний мечтатель Джим. Остальные же — усиленно сопротивляются. Заразивший сухой прагматичностью брата, Лиззи твердо заявляет незнакомцу: «Вера и надежда останутся при нас», что значит только дальнейшее продолжение застоя. Однако, Старбак — не корыстный мошенник. Он олицетворяет собой обратную сторону каждого из героев. Отец слишком мягкосердечен, Ной слишком суров и упрям. А Лиззи не верит в то, что она женщина. Она в отчаянии пробует подражать популярным красоткам, имеющим несколько десятков поклонников, пробует, по совету «всех» быть «как все» и добиваться мужчин «как все». Не удается это только потому, что не всегда эффективен путь следования стереотипам. Её нраву нет нужды слепо подражать, она способна на большее.


Роль Лиззи в этом спектакле — первая полноценная работа молодой актрисы Кристины Храмовой, первый серьезный (и к слову, успешный) шаг, самостоятельная роль без замен. Перед ней стояла задача показать девушку иссушенную, измученную распрями и давлением общества, но не потерявшую своей обратной стороны, которую и раскрыл для неё Старбак. Ной, не зная значения настоящей красоты, назвал Лиззи некрасивой. Ему неизвестна истинная красота человека, потому что он давно убил в себе веру во что-то лучшее, светлое. Но именно вера в себя и «большое сердце», по словам Старбака способны «вызвать дождь». Он, подобно булгаковскому Воланду заставляет каждого взглянуть на свои пороки и таланты. Нельзя не вспомнить и библейскую заповедь: «По вере вашей да будет вам…». Если взглянуть на себя и окружающий мир не под гнетом чужих образцов поведения, можно увидеть, насколько уникален отдельный человек и как велики его возможности. Человек — творец своей судьбы и мира, микрокосм, заключающий в себе талант и стремление к познанию. Освободившись от пороков внутреннего «Я» человек увидит за этой непроходимой, на первый взгляд, стеной «то хорошее, что есть в каждом». Дождь — это метафора, призванная показать обновленную личность.

Старбак не случайно отметил «любознательность» и открытость Джима, увидел в нем зерно настоящего человека, для которого искренность и моральная чистота — не пустой звук. Эта роль чем-то сходна с другой работой Антона Митнёва в спектакле «Вишневый сад» (2010). Там «облезлый» барин уверенно намекает мнимой интеллигенции на будущее за Человеком-микрокосмом. Похожая идея борьбы за будущее звучит и в спектакле «Визиты к мистеру Грину» (2015). Эта идея становится наднациональной, чем наиболее ценна.

Актерам удалось донести до зрителя важнейший урок — каждый способен изменить себя, все зависит от того, хотим ли мы меняться, способны ли перестать служить стереотипам, верим ли в себя.
 
Максим Пономаренко
Специально для медиа-портала «Artparovoz»
Фото: Марина Константинова 
28 Июня 2015 г., изменено: 20 Июля 2015 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий