Через тернии к смыслам < Калейдоскоп < Арт-библиотека < Арт

Через тернии к смыслам

28 Мая 2015 г., просмотров: 795.

22 мая 2015 года академический театр им. М. Лермонтова представил пьесу «Ужин с дураком» Ф. Вебера. «Легкая французская комедия» как давно окрестили подобный жанр зрители, на самом деле – повествование о природе смеха, о его назначении в драматическом искусстве, к тому же, философский этюд.

Сегодня не только зритель становится более взыскателен к происходящему на сцене, но и театр предъявляет свои незримые требования к зрителю. Для разных людей спектакль может быть лекарством от скуки, способом скоротать время, подарком девушке на очередном свидании, а также образовательным полем. Последнее наиболее интересно, к тому же спектакль может и совмещать в себе всё вышеперечисленное. Для того чтобы добывать смыслы (так же как и при чтении книги), зритель сам должен обладать некоей внутренней энергией, которая его самоорганизует. В науке эта теория получила название синергетика. Анализ спектакля заставляет нас соотносить множество моментов: философских, социальных, биологических.

Режиссер Дмитрий Скирта, казалось бы, ничем не удивил публику – очередная комедия. Но стоит немного глубже окунуться в природу комедии, и станет ясно – спектакль преследует вполне конкретные цели. И это далеко не шутовская игра французских страстей. Это пример пьесы, вступающей со зрителем в диалог. Насколько понятными окажутся для него заданные со сцены вопросы? Насколько хорошо умеет зритель читать между строк?
        
В этом смысле огромное значение имеет и работа актера в конкретной роли. Сможет ли он «не повториться», стать совершенно иным, не выдать себя предыдущего? Отличились на премьерном показе Лариса Паукова (Кристина) и Татьяна Эйнис (Марлен). Их появление не выдало ни одной доселе известной интонации, ни одного, привычного по прошлым ролям жеста. Можно было несколько минут гадать, кто именно находится на сцене. Полной противоположностью стал Андрей Тарасов в образе Аршамбо. Вспоминая почмейстера из «Ревизора», Жоржа («Двери хлопают» М. Фермо) и даже мужа госпожи Цаханассьян («Визит дамы» Ф. Дюрренматта), в памяти всплывает одна и та же манера игры, словно никакого перевоплощения на сцене не происходит, меняется только текст и костюм. Однако, хочется верить, что работа над собой будет проведена.


Осмысление действительности посредством смеха – один из основных приемов в мировой литературе. Комедия позволяет непредвзято оценить всю глубину окружающих реалий, подойти к философскому анализу с наиболее ясной стороны. Прежде всего, бросаются в глаза характеры героев. Пьер Брошан (Виталий Багрянцев) – издатель, он не ведет счет деньгам и от скуки занимается еженедельным глумлением над «дураками». Комедийная ситуация отчетливее передает его противоречивое отношение к миру. Его друг Леблан (Антон Митнев) – писатель. Это сразу выдает его голос, немного мечтательный, пропитанный рождающимися художественными фантазиями. Выбор актера на роль Леблана, полагаю, не случаен. Антон Митнев известен в Алматы как поэт, актер, совмещающий в себе два творческих начала – это несомненно становится актуальным фактором по ходу действия. И, наконец, Франсуа (Филипп Волошин), ужин с которым и намечался у Пьера – простодушный, отзывчивый молодой человек. Он видит мир через призму своей индивидуальности. Она не выходит за рамки привычной нравственности, не старается унизить достоинство других.

Ключевой вопрос пьесы – кого именно считать дураком? Восточная истина, например, скажет: «Только дурак назовет дураком другого». Присмотревшись, мы увидим, что при всем благородстве, с которым Пьер разыскивает свою жену, он глуп. Хотя бы потому, что ему наскучила жизнь без издевательств как последнего праздного пристанища. Пьер не в состоянии понять, что такое индивидуальность. Он не понимает, зачем строить мосты из спичек, зачем так странно вести себя. Однако, для Франсуа – это любимое дело, которое заставляет его никогда не скучать. Чего нельзя сказать о морально истощенном Брошане.

Курьезный склад ума Франсуа призван продемонстрировать яркий контраст навязываемой и реальной глупости. А проведя параллели, мы сможем понять и то, что мир – глобальная структура, в которой любая уникальность – звено единой цепи. Соответственно, каждое такое звено, каким бы отстраненным от массы других звеньев оно не казалось – результат целостности всей системы.

Вспоминается бессмертное творение А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Лис не зря предостерегал от опасностей «поверхностного зрения» на предмет. Каждый человек сегодня должен помнить – «зорко одно лишь сердце». Подобная идея лежит и в основе спектакля. Взгляд через сердце немаловажен и потому, что сначала ты самоорганизуешь себя, а уже после оцениваешь других.
 
Максим Пономаренко
Специально для медиа-портала «Artпаровоз»
Фото: Марина Константинова
28 Мая 2015 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий