Трагедия пробуждения. Пос < Калейдоскоп < Арт-библиотека < Арт

Трагедия пробуждения. Послесловие.

28 Мая 2015 г., просмотров: 772.
Мои милые родители могли бы иметь сотню детей получше.
Но я появился, не знаю как, и должен отвечать за
то, что и я здесь.  — А ты, Мельхиор, не думал о том,
каким собственно способом и мы затесались в эту толчею?
 
Нам часто приходится сталкиваться с тем, что пьесы, написанные более 100 лет назад, признаются сегодня как никогда актуальными. Это наталкивает на мысль о некоей цикличности в мировой природе, ведь в сущности, меняется только поверхностный облик многих проблем, а суть их остается той же. Так произошло с произведением Франка Ведекинда «Пробуждение весны». Пьеса написана в 1891 году. Попробуем взглянуть на человека того времени, скажем 14-15 лет, и на нашего современника того же возраста. Изменилась мода, изменилась речь, изменились детали поведения, но сугубо человеческие проблемы и в особенности физиологическая сторона с той же завидной частотой волнуют сегодня юную личность, стоящую на пороге взрослой жизни. 

Современную интерпретацию дал творению Ведекинда Немецкий драматический театр города Алматы. Мартовская премьера не имела каких-то особенных декораций, в зале не было мягких кресел, некоторые люди даже сидели на полу. Но именно эта человеческая сплоченность перед грядущим действием и позволила понять, что актеры стараются не зря.

Нужно отметить несколько символических вещей, сопровождающих действие – трава, капуста, легкие платья. Выстраивается цепочка, ориентируясь по которой, зритель уже может предугадать проблемы, стоящие перед героями пьесы (а взглянув шире – перед всеми подростками).

Едва зазеленевший луг символизирует собой весну как начало человеческой жизни. Тому подтверждение мы найдем и в русском фольклоре («Молодо–зелено…»). И не случайно весна связана с пробуждением. Это появление чувств, до того неведомых для подростка. А новые чувства в себе сразу же вызывают закономерное желание разобраться  — как с ними обращаться. Постановка немецкого театра была реализована сразу на трех языках – русском, казахском и немецком (последние с незначительными вкраплениями). Этот жест можно воспринимать как скрытое проявление патриотических чувств или как угождение собственным национальным интересам. Но нам это все же видится как символ единения народов перед одинаково острой для всех проблемой подрастающего поколения. Работа актеров Немецкого театра еще раз доказала, что актер может и должен быть на сцене интернационален. Только в этом случае он с успехом раскроет свой потенциал, донесет «идею» своего героя до зрителя.

Человеческая «весна» — время, когда закладывается основа будущей личности. И недооценивать важность этого периода нельзя. Хрестоматийным становится сегодня рассказ о капусте, в которой находят детей. Так многие родители маскируют правду, а вернее рвут связь двух закономерных и неделимых частей подростка – его физиологии и его сознания. Впрочем, эпоха интернета все упростила. И новые чувства, пробудившиеся в определенном возрасте сегодня получают интерпретацию в социальных сетях, поисковых системах и на прочих ресурсах, куда доступ открыт круглосуточно. Отсюда – появление нового витка стереотипов и анекдотических ситуаций (ребенок о сексе знает больше родителей).


Постановка учит зрителей не обвинять, переливая «из пустого в порожнее», но действовать. Многим известно, что подростка в 15 лет интересует многое. Но мало кто придает этой заинтересованности должное внимание. А ведь на самом деле человек начинает путь познания окружающих его вещей через себя и свои ощущения. И он никуда не может деться от физиологических инстинктов, данных ему природой. Но в подростковом возрасте происходит первый сильнейший удар, первое знакомство с «новым». Тогда приходит растерянность. В пьесе Ведекинда мы видим такого героя. Его зовут Мориц (Антон Дударев). Он искренен в своем взгляде на мир, его больше занимает абстрактное познание окружающей природы, нежели учеба. И чтобы рассеять свою взволнованность новым чувством, пробудившимся в нем, он обращается к своему раскованному и смелому другу Мельхиору (Сергей Тейфель). Эта внешняя твердость и подкупает Морица. Ему нужен кто-то более опытный, кто мог бы пролить свет на его новые ощущения. Мельхиор действительно предстает перед нами человеком, больше знающим о физиологических вопросах «частью из книг, частью по иллюстрациям, частью по наблюдениям». А Мориц сильно переживает, переведут ли его в следующий класс, дотянет ли он, не подведет ли мать с отцом. Вот только в этой гонке наука об обращении с собой и своими ощущениями все также остается для него тайной.     

Антон Дударев, во многом благодаря своему особенному внутреннему содержанию, сумел показать другую сторону души подростка. Которую родители часто предпочитают не замечать, или же у них не остается времени для этого. Его герой пытается вызубрить латынь, стихи Гомера, греческий и немецкий, а все же вопрошает: «На что мне Энциклопедия, которая не отвечает на ближайшие жизненные вопросы?». Вот он – портрет другого подростка, который задумывается над жизнью со всей серьезностью, не ради шутки или моды. Но о задумчивости своей боится сказать, потому что не уверен – будет понят или нет. Опору Мориц находит в лице Мельхиора, с ним он делится сокровенными ощущениями и восторженными переживаниями. Но Мельхиор, тем не менее, такой же подросток, и сам он тоже находится лишь на пути становления, и все видит через призму собственных ощущений.

Камень преткновения пьесы – сочинение Мельхиора о совокуплении, которое он любезно написал для Морица, дабы пролить свет на тайную сторону его новых чувств. Мальчики вынуждены сами пытаться постигнуть случившееся с ними. Потому что родители в 14-летних школьниках видят совсем еще малышей, которых нужно оберегать. Так, и мать Вендлы (Кульбану Ашимова) до последнего настаивает на «аисте». А после долгих уговоров рассказать правду сбивает дочь с толку, говоря, что мужа нужно любить «как ты в твои годы совсем еще не можешь любить». Но Вендла (Толганай Бейсембаева) опровергает эту теорию, забеременев от Мельхиора. Потому что у него своя теория: «…это не может быть скверным, если все этому радуются». Да и никакой любви оказывается для этого не нужно.


Вендла в итоге умирает, когда заботливая мать решается сделать ей аборт. Мориц, не вынеся давления со стороны родителей, убивает себя. А «нравственное преступление» после этого ложится на плечи Мельхиора. Разумный социум проповедует «врожденное чувство скромности и стыдливости», а знание о совокуплении оказывается «основным пороком характера», «преступлением». Хотя в действительности, преступает природной закон именно отец подростка. Нравственность – это тоже система, и на простых занятиях латынью и греческой литературой её не взрастить. Человек – двуполярная система, и нравственность – это и физиологическое воспитание в том числе.

Весь спектакль сопровождает буря, приближающаяся гроза – это словно олицетворяет общество, которое настойчиво требует подчиниться закону «христианскому», игнорируя закон природный.

Отец Морица также не отличается добродушием, узнав о самоубийстве сына он только восклицает: «Мальчик был не мой! Мальчик никогда меня не радовал!». На гроб Морица девочки высыпают груду анемонов. Эта метафора отождествляет его с греческим Адонисом — символом весны и обновления природы. Анемоны выросли на месте его гибели.

Нынешние подростки до сих пор предоставлены в своем выборе сами себе. До сих остра проблема самоубийств, до конца не ясны причины многих из них. Увидев постановку, можно приоткрыть для себя частичку души подростка, понять, как серьезно видится ему мир, каким значимым чувствует он себя в нем; как пытается бороться без помощи взрослых.

Мельхиор был виновен в том, что слишком много читал? В том, что решил познать систему, а не раздробленные её элементы? Может быть пора взрослым понять, что человека в начале его становления как личности нужно бережно вести вперед, а не доверять это занятие лишь школьным педагогам и социальным сетям?
 
Максим Пономаренко
Специально для медиа-портала «Artпаровоз»
Фото: Эльмира Курмакаева
28 Мая 2015 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий