Неординарная «Карме < Рецензии < Арт-библиотека < Арт

Неординарная «Кармен»

22 Мая 2015 г., просмотров: 1462.

«Кармен» Жоржа Бизе – великолепный, удобнейший материал для постановки в любом виде искусства, будь то драматический спектакль или опера.

Закрученный сюжет, актуальный во все времена, колоритные персонажи, для каждого из которых можно создать яркий индивидуальный костюм и поместить их всех в оригинальные декорации, а также чудесный подарок из прошлых эпох – бессмертная блестящая музыка Бизе и удобное либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви превратили это произведение в одно из самых излюбленных для постановки в театре. Сложно сосчитать, сколько раз исполнялась «Кармен», едва ли найдется приличный театр, который бы ее не ставил – и это не считая концертных и полуконцертных выступлений самых различных форматов.

16 мая свою «Кармен» представил и Государственный театр оперы и балета имени Абая в Алматы. Это интернациональный проект режиссера Ляйлим Имангазиной и дирижера Алана Бурибаева и российских художников и сценографов, закладывающий новые тенденции театра к осовремениванию материала при одновременном следовании канонам исторического исполнительства в музыке.

«Опера «Кармен» — самая запетая опера в мире, все ее мелодии давно ушли в народ. Я долго сомневался, стоит ли вообще браться за нее, но, прочитав партитуру, понял, что многие исполняют ее не так, как в оригинале. Я сделал партитуру в стиле легкого французского пения. В то время, как в большинстве случаем «Кармен» поют в итальянской манере, с длинными партиями. Однако, в год своего создания «Кармен» звучала именно во французской манере», — рассказывает дирижер Алан Бурибаев.


Новая постановка стала самым оригинальным оперным спектаклем за всю историю казахского театра. Действие классического сюжета авторы новой «Кармен» перенесли в современность, рассказав его новым драматургическим языком.

«При работе над оперой я проанализировала не только все оперные постановки, но и саму новеллу Проспера Мериме. Как и музыка, образы в опере давно уже не те, какими были задуманы изначально. На оперную режиссуру сильно влияет время, в которое живет режиссер. Наше время – время глобализации, время микста, и это отразилось на нашей постановке. Кармен – топ-модель, Эскамильо – байкер, Дон Хосе – сотрудник службы безопасности», — рассказывает режиссер Ляйлим Имангазина.

Так сложилось, что современная оперная режиссура практически постоянно сталкивается с невозможностью реализовать свои идеи чётко, внятно и без необходимости пространных объяснений, что к чему. Даже лучшие спектакли в серии режиссёрского переосмысления классического оперного наследия буквально нашпигованы мутными полунамёками и псевдоакцентами, считать и декодировать которые сложно даже опытным театралам.

Однако Имангазиной удалось обойти все подводные камни репрезентации классики в наше время. При всем современном антураже, ее «Кармен», пожалуй, самая классическая версия, сохранившая весь аромат, пыл и чувственность испанского фольклора.


«Можно сказать, что мы вернулись к истокам, как в музыке, так и в прочтении образов. Наша Кармен – таинственная, притягивающая, манящая, такая, какой ее и задумывал Бизе. Хотя часто ее показывают агрессивной и вызывающей. Опера осталась такой же, изменилось только время действия и антураж, во всем остальном мы очень бережно отнеслись к материалу», — рассказывает Ляйлим Имангазина.

Помимо новой формы изложения универсальной истории и авангардной сценографии, в постановке задействован современный реквизит, костюмы и декорации.
Новые идеи режиссера помогла воплотить сценография Вячеслава Окунева. Впивающиеся в зрительный зал белые помосты, на котором играют артисты, символизируют безумный мир, где над людьми довлеют их страхи потерь и сомнений. Рядом с пластиковыми стульями соседствуют мотоциклы, машины, видеоарт. Белый, черный и красный – главные цвета постановки. Они поляризуют эмоции персонажей, обуславливая их разделенное поведение. Каждый персонаж ведет свою линию, нет пар, нет градиентов эмоций, но «Кармен» в ГАТОБе – это наслаждение от самой игры, ведь печальный финал уже давно известен зрителю.

Действие, переносящиеся с модных подиумов то в гетто, то на привал контрабандистов, то в зал ожидания современного аэропорта напоминает о фрагментарности человеческого пути и возможности выбора. Костюмы из галантной эпохи, казалось бы, неуместные в современной постановке, соединяют все, что происходит на сцене, с прошлым и апеллирует к вечности.

История людей, запутавшихся в своих эмоциях, действует обособленно от декораций. Весь мир словно наблюдает за историей эгоистичной страсти.

К достоинствам постановки можно отнести исключительную музыкальность выстроенных мизансцен: судя по пластическим решениям, режиссёр действительно хорошо чувствует музыку и умеет тонко передать её настроение и визуализировать.

ГАТОБ как всегда радует слаженной игрой оркестра, гармоничным хором, который в этот раз является полноправным участником всего действа и великолепными исполнительскими голосами. Особенно стоит отметить артистизм и органичность одной из исполнительниц партии Кармен – Оксаны Давыденко. Актриса великолепно ведет свою роль и становится центром всей постановки.

Оригинальный образ Дона Хозе представляет мексиканский тенор Хоэль Монтеро. Приглашение испаноязычного артиста, находящегося сейчас в зените своей певческой карьеры, не случайно. Его исполнение внесло в казахстанскую постановку необходимый колорит и самобытность. 

«Кармен» Ляйлим Имангазиной – необычная постановка, полная метафор, где реальность сопрягается с воображением персонажей. Это опера, на которую, безусловно, стоит сходить за необычным решением визуализации классики.
Анна Дармодехина
Служба новостей «Artparovoz», фото Романа Суханова,  Forbes.kz
22 Мая 2015 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий