«Одноклассники»: < Калейдоскоп < Арт-библиотека < Арт

«Одноклассники»: по страницам польской истории

8 Мая 2015 г., просмотров: 1535.
Ad futarum memoriam
 
Впереди 70-я годовщина победы во Второй мировой войне. Эта дата как никакая другая призвана напомнить человеку о том, к чему приводят эгоистические желания, потворство инстинктам и разделение на достойных и недостойных жизни на Земле.

В будний майский вечер алматинский театр BT представил знаковую премьеру по пьесе польского драматурга Т. Слободзянека “Одноклассники. Уроки жизни”. Описанные события имели место быть в истории. Польская деревушка Едвабне в 1941-м году стала еще одной кровавой страницей Холокоста. Слободзянек показал 10 молодых людей. Каждый из них действительно существовал. Каждому выпала доля пережить фактически Четвертый раздел Польши. И польские, и еврейские школьники вначале предстают как дружная компания, дурачатся, у них начинается новый учебный год. Каждый из них лелеет свою мечту и в будущем желает обрести интересную профессию. Но никто не может предположить, что в их сознание вскоре начнут втравливаться губительные идеи, которые в корне изменят их отношение друг к другу.

Массовым погромам в Едвабне долгое время приписывался миф, рассказывающий об убийствах евреев немцами. Но позже в скандальном исследовании “Соседи” Яна Томаша Гросса выяснилось, что в Едвабне к этим бессмысленным и жестоким судам были причастны рядовые жители деревни — поляки. Слободзянек задается целью показать эту немыслимую локальную войну на примере одного класса. Почему человек становится способен убивать своих друзей и какие помыслы им движут в этот момент? Ответы на эти вопросы предстают перед нами в постановке режиссера Барзу Абдураззакова.

Геополитическое положение Польши таково, что с одной стороны влияние на нее оказывал Восток, с другой Запад. Вначале пришли красноармейцы, принесшие идеи И.В. Сталина, затем нацисты. В каком положении оказались жители Польши? Можно говорить о доминанте дезинформации. На оккупированной территории нужно было как-то выживать, как-то двигаться вперед.

Углубляясь в действительность пьесы, зритель видит, как начинают поляки относиться к тем, с кем много лет просидели за одной партой. Погромы в Едвабне начинаются с приходом новой идеологии: с просьбы пересесть на последние парты и не мешать католической польской молитве — до сырой ямы, залитой человеческой кровью. В этом смысле еще яснее видится не национальная, а общечеловеческая природа. И то, как эта природа трансформируется под влиянием доминирующей отрицательной силы.

Без преувеличения можно сказать, что каждый герой этой истории заслуживает отдельной книги-исповеди, актерам театра удалось передать эту важность индивидуального; показать как единство искусственно дробится на чудовищные группировки, перестающие быть похожими на людей и только отдаленно их напоминающие. Вспомните Рысека (Виталий Куприянов), переживающего, что над ним смеется весь класс. И затем его бешеные глаза и страшное дыхание в 1941-м, когда он добивал камнем на площади своего одноклассника-еврея Якуба Каца (Акжол Ерланулы). Он попробовал вкус крови, вкус новой идеологии, а человечность его почти умерла. Не случайно в восприятии еврейских юношей их бывшие друзья изображаются черными волками. Но и “волки” эти неоднократно пытались сказать, что стали такими, потому что у них не оставалось выбора. Поляку Рысеку, например, приказали вырыть себе могилу в роще, жизнь обещали оставить в обмен на клевету. Такие индивидуальные истории и помогают понять, в каком положении оказались поляки на своей земле. Когда приходилось решать — жить по новым правилам оккупации или лечь в вырытую своими руками яму и оставить этот выбор другим. Истерзанный НКВД, затем немецкими оккупантами Рысек выбрал жизнь, начав отнимать её у других, вместе со своими друзьями Владеком (Мирас Исаев), Зигмунтом (Вахид Изимов) и Хенеком (Нургиса Куанышбайулы).

Убийство одноклассника становится красноречивым трагическим примером моральной слепоты, вызванной оккупацией. Примером, который можно умножить на тысячу — и этого будет мало.

Этот документальный спектакль, написанный в 2008 году, через несколько лет после смерти последнего участника описываемых событий, стал своеобразным памятником людям, отдавшим свою жизнь вопреки всякой адекватности, вопреки справедливости и человечности.


Спектакль обнажает большое количество вопросов. Они вспыхивают на сцене один за другим, переплетаются друг с другом и сменяются новыми. По окончании действия уже не чувствуешь себя зрителем — напротив, становишься полноправным участником этой абсурдной антигуманной борьбы.

Эмоциональное проникновение в прошлое – так можно описать чувство зрителя, попавшего на этот показ. У актеров нет камней, дубинок, но есть та колоссальная энергетика, в которой безошибочно угадывается ненавистническая природа нового человека – польского коллаборациониста. Уроки для одноклассников оказываются один ужаснее другого, вот – они убивают своего товарища, вот – их захлестывает необузданная дикость и тупое инстинктивное рвение; вот – Рысек насилует свою одноклассницу Дору (Мадина Кульсеитова), предаваясь дичайшей похоти и ненависти одновременно. А она следит за красотой его глаз, потому что влюблена в него. Большое значение имеют контрасты, которые можно проследить на примере каждого героя в отдельности.

Ценности этих молодых людей смешались в борьбе идеологий, в войне, в мирном равнодушии, в господстве инстинктов. Наконец, после массовых убийств своих соседей, отрезав бороды и конечности местным раввинам, они переходят к новому уроку – полторы тысячи человек один на другого заталкиваются в овин как в большую печь. Среди них и Дора со своим маленьким сыном, которого она безуспешно пыталась сберечь. Она становится просто одним из нескольких слоев страждущих тел, затаптывающих друг друга. А после, когда её одноклассники поливают овин керосином и хохоча бросают факелы – медленно сливается с кричащей биомассой, подминая под себя крохотное тельце своего сына.

Какое оправдание можно найти для человечества в этом случае? «Все мы люди…», слабость воли, инстинкт самосохранения? Каждый ответит сам.

Это спектакль о природе ненависти, о дремлющем торжестве физиологии, о равнодушии, о «хамелеонстве», о предательстве. Данте Алигьери помещает предателей на самый страшный девятый круг ада. Палачей Зигмунда и Рысека долго преследуют призраки убитых одноклассников, заставляя сходить с ума.

Владек, спрятавший свою одноклассницу Рахель (Жанель Сергазина) во время массовых убийств, хочется спасти её от неминуемой смерти и решает обвенчаться с ней в костеле. Она с болью отрекается о еврейской веры, становится Марианной. Но позже поступает приказ от немецкого оккупационного правительства, уничтожить оставшихся евреев. «Приказ есть приказ» — так думает 23-летний жандарм Рысек, за это он поплатился жизнью. Из револьвера в него стреляет Владек, спасая свою жену.

Можно бесконечно вспоминать эти 13 уроков и послесловие-исповедь. Каждый новый всполох мысли будет по-новому разукрашен в нашем сознании. Положенная публицистическая сухость здесь не уместна. Это вопросы природы человеческого существа. Вопросы, приводящие к единому знаменателю – каждый человек есть отдельный мир и не национальность может быть плоха, а он сам, какая бы кровь не текла в нем. Её цвет все равно остается красным. Так и человек – еврей или поляк остается, прежде всего, мыслящим существом; обладает инстинктами, редко может противостоять физиологическим слабостям и дичает без духовности. Война дарила человеку лишь право на борьбу, остальное её не интересовало. Так, когда-то связанные узами дружбы одноклассники, оказались под прицелом друг у друга.

Сегодня, говоря о человечности мы не можем сказать ничего нового, разговоры о ней многим уже кажутся заурядностью, но именно она и есть ключ к развитию этой сложной суетной системы – континентов, стран, городов, районов, дворов, домов, семей и отдельного существа, так часто ищущего пресловутый смысл и не находящего его.

Портал «Artпаровоз» выражает сердечную благодарность коллективу театра «BT» за спектакль «Одноклассники. Уроки жизни», за то, что каждый актер сумел самостоятельно проникнуться этой трагедией человечества и без всякой искусственности поделиться ей с алматинским зрителем.
 
Максим Пономаренко
Специально для медиа-портала «Artпаровоз»
8 Мая 2015 г.

Комментарии

Ваш комментарий может стать первым
Оставить комментарий
отписатьсяподписаться

Оставить комментарий